С 1 июля кресло председателя Совета Европейского Союза перешло к Кипру – налоговой гавани, оказавшейся под огнем критики. Поделенный надвое остров до сих пор не может разрешить свой конфликт с Турцией… Сейчас Европа и сама переживает кризис, поэтому такое событие не кажется слишком обнадеживающим.
Ничто не может нарушить долгий и мирный процесс смены председателей Совета Европейского Союза, представительного органа государств-членов ЕС. Каждые полгода одна страна передает эстафету другой. 1 июля Кипр пришел на смену Дании, которой в прошлом пришлось иметь дело с парламентским бойкотом.
Война и мир
Кипр – это остров. Остров, который разделили на две части: на юге находится Республика Кипр, тогда как на севере расположена Турецкая Республика Северного Кипра. Первая из двух стран в 2004 году вошла в Европейский Союз, а вторая до сих пор не получила признания на международной арене. Но это еще не все: на острове существуют суверенные военные базы Великобритании, которая занимает территории, доставшиеся ей с колониальных времен.
Читайте также: Кипр намеревается просить помощи Европы и России
Тем не менее, британскую оккупацию едва ли можно назвать проблемой. Главная причина для беспокойства - это соседняя Турция, которая отказывается признать председательство Кипра в Совете ЕС, но собирается поддерживать связи с Европейской комиссией. В этом Анкара заинтересована прежде всего и сама, потому как является официальным кандидатом на вступление в Европейский Союз с 1999 года, хотя официально стучится в двери единой Европы еще с 1987 года.
Если рассматривать ситуацию под таким углом, работать Кипру будет очень непросто. Как бы то ни было, представитель властей Никос Христодулидес уверен, что все пройдет хорошо:
«Проблема Кипра и председательство Кипра в ЕС - это две совершенно параллельные и независимые вещи, и мы не собираемся быть председателями второго сорта из-за наших внутренних проблем и позиции Турции по отношению к нам».
Кроме того, он призвал Анкару придерживаться взятых себя обязательств: «Турция как страна-кандидат на вступление в ЕС обязана уважать роль председателя Совета».
Вообще, она особенно заинтересована в этом, потому что Кипр поддерживает турецкую кандидатуру…
Также по теме: Кипр предпочитает кредит от России
Деньги не пахнут
Деньги не пахнут. Эту поговорку можно считать настоящим девизом Республики Кипр, который напоминает ЕС о природе государства, ставшего новым председателем: да, в Европе до сих пор существуют налоговые гавани. Причем, одной из них руководит президент-коммунист Димитрис Христофиас.
Как ни крути, Кипр - это классический налоговый рай. Пусть он и невелик и поддерживает связи с европейскими партнерами, но… «С точки зрения масштабности, - это незначительный игрок в секторе оффшорных финансовых услуг по сравнению с Лондоном, Люксембургом или Цюрихом, - отмечает директор The Tax Justice Network Джон Кристенсен (John Christensen). - Тем не менее, это он представляет собой нишу для незаконных потоков из стран бывшего Советского Союза».
В октябре 2011 года The Tax Justice Network обнародовала отчет о ситуации на Кипре. Джон Кристенсен вкратце описывает положение:
«Стране необходимо принять ряд мер для укрепления своего режима, что подразумевает раскрытие информации о принадлежности компаний, а также получение и обмен информацией об оффшорных банковских счетах в кипрских банках. Положительным моментом ситуации является то, что Кипр выполняет условия директивы ЕС о налогообложении накоплений, которая включает в себя автоматический обмен информацией для создания эффективного барьера против уклонения от уплаты налогов».
Читайте также: Нашествие российских эмигрантов на Кипр имеет зловещий подтекст
В любом случае, даже финансовая гавань не застрахована от кризиса, и сейчас Кипр пытается получить займы на несколько миллиардов евро. Он побаивается европейского плана спасения (это обязало бы его принять меры жесткой экономии) и поэтому небезуспешно пытается найти решение на постсоветском пространстве: в прошлом году Москва уже ссудила Никосии 2,5 миллиарда евро и, видимо, не откажется помочь и сейчас. Тем не менее, сегодня поговаривают уже о сумме в 5 миллиардов… Кроме того, в начале прошлой недели Кипр все же официально подал прошение о помощи ЕС.
За стремлением избежать «спасения» со стороны Евросоюза скрывается нежелание Кипра раскрывать свою налоговую ставку для компаний: он облагает частные предприятия 10% налогом, что ниже, чем в любом другом государстве ЕС. Другими словами, Никосия ведет ловкую игру: взяв кредит у России, она сохраняет выгодные условия для компаний и продолжает привлекать теневые финансовые потоки из стран бывшего СССР.
Концепция сменяемого председательства устарела?
Кипр - это маленькая налоговая гавань, которая встает во главе Европы, переживающей бесконечный кошмар: кризис, кризис и еще раз кризис. «Возникает вопрос, действительно ли небольшие страны, - такие, как Кипр, способны быть председателями Совета Европейского Союза, если ключевую роль в принятии решение играет франко-немецкий дуэт, - говорит Амадин Креспи (Amandine Crespy) из Института европейских исследований Свободного университета Брюсселя. - Тем более, что эта роль председателя пересекается с должностью президента Европейского совета, которая была создана со вступлением в силу Лиссабонского договора в 2009 году. Сейчас ее занимает Херман Ван Ромпей. Таким образом, существует наслоение институтов, которое не слишком хорошо воспринимается гражданами».
Также по теме: Кипр и Россия сближаются
Если даже отвлечься от такого чрезмерного изобилия институтов, председательство обходится дорого и ставит в невыгодное положение небольшие страны. Так, например, председательство Франции в 2008 году стоило рекордные 171 миллион евро. «Ее председательство критиковали по двум причинам: огромные расходы (на этом фоне Дании сегодня удалось отличиться своими низкими затратами) и то, что эти деньги были потрачены преимущественно в ее внутренних политических целях», - объясняет Амадин Креспи.
На счет Кипра возникают похожие опасения. «Что мы получим в итоге, - попытку использовать политические дивиденды для решения вопроса раздела острова, или же председателя, который будет стараться играть свою роль для достижения компромиссов?», - продолжает она.
Как бы то ни было, у принципа сменного председательства все же есть свои преимущества. Как считает Амадин Креспи, «это позволяет избежать изоляции небольших государств-членов и открыть информационное окно в Европу для всех государств, к которым переходит роль председателя». Кроме того, когда это кресло достается переживающей трудные времена маленькой стране, это не означает, что Европейский Союз попадает в плохие руки. В 2010 году Бельгия смогла прекрасно справиться со своими обязанностями, хотя и испытывала самый длительный за всю свою историю государственный кризис.