У меня не было ни малейшего намерения писать о принце Гарри. Однако сегодня приключения Его Высочества в Вегасе приобрели политический характер, поскольку газета The Sun, вероятно, вопреки нормам практики Комиссии по жалобам на прессу, которые запрещают «вторжение в частную жизнь людей», и определенно противореча желаниям королевской семьи, озвученным юридической фирмой Harbottle & Lewis, опубликовала ряд фотографий с изображением обнаженного принца Гарри, обнимающего девушку перед экраном телевизора и прикрывающего руками гениталии. Какой заголовок? «Heir it is» («А вот и наследник»).
The Sun оказалась единственной британской газетой, опубликовавшей эти снимки, впервые появившиеся на сайте TMZ, а затем и во множестве других изданий по всему миру. (Днем ранее газета попыталась обойти молчаливый внутренний запрет на их публикацию, назначив на должность фоторедактора 21-летнего стажера, который должен был пропустить фотографии в печать.) Свое решение газета объяснила отстаиванием свободы прессы. В опубликованном видеоролике главный редактор газеты Дэвид Динсмор (David Dinsmore) объясняет: «Сложилась совершенно нелепая ситуация, когда фотографию, которую в интернете могут видеть миллионы людей по всему миру, нельзя напечатать в самой популярной газете, которую ежедневно читают миллионы жителей страны». Отговорка «все это делают» не всегда срабатывает – в интернете существует огромное количество сомнительного материала, который совершенно оправданно нельзя пускать в печать – однако в этом случае The Sun оказалась права. Если всему миру позволено узнать нечто явно достоверное об одном из членов британской королевской семьи, разве не стоит посвятить британских читателей в эту тайну? Можно ли оградить от нее тех британцев, у кого нет доступа в интернет – зачастую это пожилые и менее зажиточные люди – только потому, что законы не успевают за реальностью технологий?
В Соединенном Королевстве любая газета должна доказать, что общественность заинтересована в публикации материала, прежде чем публиковать информацию, которая в противном случае будет считаться частной. Приближенные принца Гарри утверждают, что эти фотографии являются вторжением в его частную жизнь, а подруга его покойной матери Роза Монктон (Rosa Monckton) заявила вчера, что принцу – молодому неженатому солдату с большими запасами «пара» - нужно позволить встречаться с женщинами без свидетелей. На самом деле, очевидно, что никто не собирается критиковать Гарри за случайные связи. Однако позиция его лагеря лишний раз подчеркивает фундаментальные проблемы монархии Виндзоров: они жадно цепляются за привилегии своего положения, занимая бесплатные места на соревнованиях по пляжному волейболу (при этом восседая, как считается, на мешках с 300 млн долларов из карманов налогоплательщиков), и одновременно избегают огласки. Когда им удобно, они становятся представителями общественности, когда нет – частными лицами.
Ситуацию усугубляет то, что газета The Sun принадлежит Руперту Мердоку (Rupert Murdoch). Таким образом, публикация фотографий стала, выражаясь политическим языком, его личным «Да пошел ты!» против комиссии Левесона по расследованию деятельности прессы - комиссии, которая должна представить свои рекомендации по изменению закона о прессе к концу 2012 года. Как недавно заметил министр образования Майкл Гоув (Michael Gove), деятельность Комиссии Левесона оказала значительное «сковывающее воздействие» на британскую прессу, которая начала проявлять чрезмерную осторожность в своих публикациях, опасаясь вердиктов Левесона. Однако, борясь со злоупотреблениями, Левесон рискует заморозить лучшие инстинкты прессы и замедлить ее метаболические процессы настолько, что она перестанет быть конкурентоспособной. Это вам не криогенная физика.
Возможно, решение The Sun о публикации фотографий сможет в одиночку уничтожить ту схему «саморегуляции», которую большинство крупнейших газет долгое время пытались выстроить. Возможно, Мердок устал ждать. Возможно, ему просто очень хотелось напечатать фотографии Гарри, будь то по личным причинам или по коммерческим соображениям. (Очевидно, прародителю плоских каламбуров нелегко было держать себя в руках, пока в твиттере сплошь одни задницы.) Кто знает, ведь в наши дни в вопросах интриг издательский дом Мердока может соперничать с семейством Борджиа. На прошлой неделе дочь Руперта Элизабет произнесла речь на Международном телевизионном фестивале в Эдинбурге, которую многие наблюдатели восприняли как выпад против ее отца и брата. «Джеймс был прав, говоря, что если лишить прессу дохода, то ее независимость окажется в опасности, но, мне кажется, он что-то упускает, - сказала она. - Причина, по которой его высказывание кажется сомнительным, заключается в том, что доход без цели – это рецепт несчастья». Вероятнее всего, Гарри с этим согласился бы.