Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вот почему глупо ненавидеть богатых

Громкое заявление известного либерального экономиста. Ненависть к предпринимателям и капиталистам вредит всем и открывает дорогу к превышению власти

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНа выставке роскоши Millionaire Fair Moscow 2009
На выставке роскоши Millionaire Fair Moscow 2009
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор книги «Во имя государства» интерпретирует приход Гитлера к власти как результат отсутствия индивидуальной свободы и свободы рынка, что типично для тоталитаризма. Исторический анализ уступает место анализу антикапиталистического менталитета. Именно из этой части книги мы приводим отрывок, предлагаемый нашим читателям.

Публикуем отрывок из книги «Во имя государства» (издательство Rubbettino, 212 стр., 12,90 евро, предисловие Лоренцо Инфантино, перевод Энцо Грилло) великого либерального экономиста Людвига фон Мизеса (1881-1973). Не издававшаяся прежде в Италии книга с хронологической точки зрения была написана накануне Второй мировой войны. Мизес интерпретирует приход Гитлера к власти как результат отсутствия индивидуальной свободы и свободы рынка, что типично для тоталитаризма. Исторический анализ уступает место анализу антикапиталистического менталитета. Именно из этой части книги мы приводим отрывок, предлагаемый нашим читателям.

 

Реформа должна начинаться не с государства, правительства или общественной жизни. Каждый должен начать с себя самого и, прежде всего, освободиться от ига догматизма, которое препятствуют свободному использованию умственных способностей. Каждый индивидуум должен избавиться от готовых формул, которые сегодня считаются непререкаемыми. Каждая личность тяжелым трудом должна обрести право сомневаться во всем, не признавать никаких авторитетов кроме логической мысли. Чтобы завоевать такую свободу, нужно преодолеть эмоциональный барьер, который обычно затемняет мысль. Нужно отодвинуть в сторону негодование и предрассудки.

 

Капиталистический рынок зиждется на демократии потребителей. Покупатели превыше всего, а их спрос или отсутствие спроса направляет средства производства в руки тех, кто сумеет удовлетворить желания и надежды потребителей наилучшим образом и за наименьшую цену. Если один становится богатым, а другой бедным, то это результат поведения потребителей. Не жестокий потребитель разоряет неспособного предпринимателя, а покупатель, который приобретает там, где наилучшее обслуживание и меньшие цены. Только потребитель доминирует в капиталистической экономике. Предприниматели и капиталисты - его слуги, их единственная забота заключается в том, чтобы выявить желания потребителя, а потом попытаться удовлетворить их с помощью имеющихся средств. Предприниматели и капиталисты возникают в результате постоянного ежедневного процесса отбора. Они могут в любой момент потерять свои богатства и положение, если потребители перестанут быть их клиентами. Зависть потребителей к богатству капиталистов абсурдна, потому что именно они сделали их богатыми, так как решили прибегнуть к их услугам. Потребитель вредит самому себе, когда требует мер против «большого бизнеса». Тот, кто завидует богатству владельца больших магазинов, может покупать в другом месте, где он заплатит больше, а товар получит более низкого качества.

 

Все сегодня хотят наслаждаться жизнью, потреблять как можно больше, тратить больше и жить лучше. При этом некоторые завидуют успеху тех, кто сделал все возможное для удовлетворения их желаний. Гордость филистимлянина и любовь к себе попрана тем фактом, что против воли приходится признать, что другие оказались более удачливыми и ловкими и смогли добыть материальные ценности, которые делают внешнюю жизнь богаче. Его унижает тот факт, что в рыночной конкуренции он смог достигнуть только скромной позиции. Чтобы избавиться от этого неприятного чувства, он изобретает специфическое оправдание. Он не является менее способным, чем предприниматель, достигший успеха и обогатившийся. Он просто более порядочный и честный, чем все эти капиталисты без всяких предрассудков, использовавшие преступные методы для достижения успеха, которые он, будучи честным, всегда отвергал. Наш фарисей думает, что он не менее способен и умен, чем богачи, но - благодарение Богу - он стоит над ними в моральном отношении. А власти должны наказать предпринимателей за нарушения, отобрав у них незаконно нажитые богатства.

 

Если правительство обрушится на богатых буржуа, оно может быть уверено в том, что сорвет аплодисменты у масс. Эту истину всегда знали демагоги и тираны античности, восточные сатрапы, калифы и кади, а также нынешние диктаторы. Когда правительство не может сделать массы богатыми, тогда приходится делить народ на богатых и бедных. Каждый раз, когда западный человек, сочувствующий Советской России, должен был признать, что при Ленине и Сталине народ жил в нищете, он всегда выкладывал свою последнюю карту: да, это правда, эти русские умирают от голода и тягот, но они все равно счастливее, чем западные трудящиеся, потому что довольны тем, что бывшей российской буржуазии приходится еще хуже. Французы предпочли проиграть войну, лишь бы не позволить производителям оружия обогатиться.

 

Суть состоит в следующем: быть заложниками чувства зависти, мщения и извращенной радости при виде бед других людей означает наносить ущерб самим себе. К не менее пагубным последствиям приводит чувство высокомерия, которое не позволяет индивидуумам признать право других на участие в диалоге. Как и ненависть, нетерпимость тоже хочет навязать свою волю. Призывать диктатора к осуществлению собственных желаний означает проявлять не силу, а слабость.