Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономический план действий для Италии

© коллаж ИноСМИИталия и Евросоюз
Италия и Евросоюз
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце этого месяца итальянские избиратели выберут свое новое правительство, от которого они ожидают новых рабочих мест и более ровного экономического игрового поля и от которого европейские партнеры Италии ожидают структурных реформ и налогово-бюджетной последовательности. Каким должен быть экономический план действий нового правительства?

МИЛАН – В конце этого месяца итальянские избиратели выберут свое новое правительство, от которого они ожидают новых рабочих мест и более ровного экономического игрового поля и от которого европейские партнеры Италии ожидают структурных реформ и налогово-бюджетной последовательности. Каким должен быть экономический план действий нового правительства?

 

Для сокращения государственного долга, на 120% превышающего ВВП, с одновременной минимизацией болезненных корректировкок, Италии нужен экономический рост – нечто, ускользавшее от политиков в последние годы. Средний ежегодный прирост ВВП Италии со времени ее присоединения в 1999 году к Европейскому экономическому и валютному союзу составляет всего 0,5%, что значительно ниже среднего показателя для еврозоны – почти 1,5%. За четыре года с начала мирового финансового кризиса темп роста ВВП упал до -1,2%, в то время как средний показатель для еврозоны составляет -0,2%, и ожидается, что в этом году он останется отрицательным.

 

Главной задачей нового правительства будет провести реформы, которые бы позволили экономическим показателям Италии догнать экономические показатели ее соседей спустя годы неэффективной политики и нерадивости. Для этого необходимо увеличить инвестиции в новаторство и кадровые ресурсы.

 

С 1992 по 2011 гг. производительность труда росла со средней скоростью 0,9% в год, что является самым низким показателем среди стран ОЭСР. С 2001 году затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции росли быстрее реального ВВП и уровня занятости, подрывая конкурентоспособность экономики по сравнению с развивающимися странами. В прошлом десятилетии доля Италии в мировом экспорте упала с 3,9% до 2,9%.

 

Из-за неизменно слабого роста производительности труда создалась ситуация, при которой затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции не падают, даже если реальные зарплаты остаются неизменными или уменьшаются. Несмотря на 1,3% уменьшения реальных зарплат в 2011 году, затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции не изменились.

 

Новые лидеры Италии должны разрешить данную ситуацию путем отделения вклада труда в рост производительности от его вклада в капитал и в совокупную производительность факторов производства. По данным ОЭСР, снижение затрат на регулирование и повышение эффективности государственного управления (основываясь на мерах, введенных предыдущим правительством, возглавлявшимся Марио Монти) могут прибавить 0,3 - 0,4% к среднему годовому росту ВВП к 2020 году.

 

Реформа рынка труда, повышение уровня образования и развитие кадровых ресурсов могут внести еще 4% в рост ВВП в следующем десятилетии. Кроме того, итальянские политики должны стремиться к увеличению процента работающих женщин, являющегося одним из самых низких в ОЭСР (49%). В результате этого доход на душу населения станет возрастать ежегодно на 1% вплоть до 2030 г.

 

В то же время, чрезвычайно важной для краткосрочной и долгосрочной стабильности Италии является налогово-бюджетная корректировка. По данным Международного валютного фонда, дефицит бюджета снижается, а первичное положительное сальдо (чистые прибыли минус выплаты процентов) растет. Новое руководство Италии должно обеспечить продолжение данного улучшения.

 

Несмотря на положительные моменты, дорога предстоит ухабистая. Чтобы преодолеть ее, Италии потребуется сохранить свой авторитет среди других государств-членов Европейского Союза и иностранных инвесторов. Новому премьер-министру надо будет убедить Германию, финансовые рынки и Европейский Совет в том, что Италия является надежным партнером.

 

Способность рефинансировать государственный долг и сдерживать цены имеет важнейшее значение для укрепления государственных финансов и ускорения роста ВВП. Более того, крайне важным является привлечение большего количества прямых инвестиций, учитывая, что приток капитала во время восстановления остается на 30% ниже докризисного уровня: из-за того что отток капитала превышает приток капитала, Италия стала чистым экспортером капитала.

 

«Продажа» Италии в Европе должна включать в себя больше, чем возможность сфотографироваться с другими лидерами в Брюсселе и эпизодические выездные презентации в финансовых учреждениях Лондона. Итальянские лидеры должны активно заняться коммерческой дипломатией, используя свои посольства и торговые представительства для рекламирования Италии во всем мире, одновременно стремясь развивать сильные двусторонние отношения с другими членами ЕС, в особенности с южными странами, такими как Испания.

 

В то же время, новым лидерам надо будет «продавать» Европу в Италии, в которой скептицизм в отношении евро является повсеместным. Согласно данным опросов по определению отношений в мире, проведенных агентством Пью, лишь 30% итальянцев относятся к евро положительно. В более богатой северной Италии, где средний доход на душу населения в 30 тысяч евро (40,5 тысячи долларов) приближается к среднему доходу на душу населения в Германии, люди задаются вопросом о целесообразности членства в ЕС. Издержки очевидны, говорят они, но каковы выгоды? Тем временем, в стране распространяется страх перед структурным упадком.

 

Кризис длится уже давно, и люди устали. Безработица выросла до рекордных 11,2%. 35% молодежи являются безработными. А налоговая нагрузка, превысившая 40% ВВП с 1990 г., теперь достигла почти 43% ВВП.

 

Скандинавский уровень налогов был бы терпимым, если бы государственные услуги не были по-прежнему хуже государственных услуг в Скандинавии. Например, расходы на душу населения на здравоохранение в Швеции, Дании и Финляндии превышают 3 тысячи долларов, в то время как в Италии они составляют только 2,3 тысячи долларов, и семьи должны оплачивать около 20% общих расходов на здравоохранение.

 

Кроме того, Италия тратит на образование около 4,5% ВВП, в то время как скандинавские страны – более 6%. В результате, баллы итальянских студентов в Международной программе оценки успеваемости студентов значительно ниже баллов студентов многих других стран ОЭСР.

 

Новое правительство Италии должно проявить лидерство и понимание, чтобы направить экономику в сторону стабильного роста, избежать «гонки уступок» с другими странами за инвестиционный капитал и снизить растущее социальное напряжение. Самое важное – это то, что экономическое возрождение зависит от готовности и способности следующего правительства побороть институциональные слабости, делающие необходимость согласованных действий все более срочной.

 

Паола Субаччи - руководитель научно-технических работ по международной экономике в Chatham House (Королевский институт международных отношений, Лондон).