Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Последнее обращение Папы к 200 тысячам верующих: «Я не один»

© REUTERS / Max RossiПоследняя всеобщая аудиенция Папы Римского Бенедикта XVI
Последняя всеобщая аудиенция Папы Римского Бенедикта XVI
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Церковь жива, это живое тело», - повторял Бенедикт XVI, приветствуя толпу. Вся Церковь была перед ним. На площади Святого Петра собралось огромное количество верующих во время беспрецедентного последнего обращения Папы.

«Церковь жива, это живое тело», - повторял Бенедикт XVI, приветствуя толпу.  Вся Церковь была перед ним. На площади Святого Петра собралось огромное количество верующих во время беспрецедентного последнего обращения Папы.

 

200 тысяч человек ждали появления Папы с самого рассвета. У них - обычные лица, они пользуются сотовыми тефонами, фотографируются, держат плакаты, слезы на глазах у немногих, раздаются аплодисменты, скандируются слоганы, у многих четки в руках. Все ждут последнего благословения Папы, который уходит.

Церковь — это верующие, написавшие Йозефу Ратцингеру множество писем за последние восемь лет. Они обращались к нему не как к великому мира сего, а как к человеку, с которым установилась тесная духовная связь. «Эти сердечные письма написаны простыми людьми, я ощущаю их любовь».

 

Церковь — это таинственная, иногда раздражающая смесь солнечных дней (как вчерашний) и дней ветреных, страданий, трудного выбора и радостной уверенности в том, что Господь рядом с нами. Это также Римская курия, сотрудники, но этим все не ограничивается: «Это не организация и не ассоциация, созданная с религиозными и гуманитарными целями, но объединение братьев и сестер в Теле Христовом».

 

Это прощание, но тем не менее, это и праздник разноцветных флагов, плакатов, оваций. Йозеф Ратцингер последует примеру Святого Бенедикта и станет монахом-затворником: «Я не вернусь к жизни, наполненной путешествиями, встречами, приемами и конференциями. Останусь за оградой Святого Петра». Сегодня по телевизору мы сможем посмотреть, как он поднимется в вертолет, чтобы отбыть в Кастель Гандольфо, и больше мы его никогда не увидим. Тем не менее, на площади Святого Петра среди людей нет чувства потерянности или ностальгического призыва «останься с нами!», есть теплое объятие на прощание.

 

В течение 20-ти минут Бенедикт XVI, не выходя из белой машины, пересекает площадь, наполненную людьми.

 

Он сгорблен, ему трудно передвигаться, на нем пальто, потому что яркое римское солнце конца февраля все-таки греет недостаточно. Он часто повторяет слово «уверенность», и становится понятно, что вера является его истинной опорой. После восьми непростых лет, наполненных трудами, он повторяет фразу, которую произнес в воскресенье своей интронизации: «Я не один». 

Ратцингер использует слова, идущие от сердца: «Я чувствую вашу любовь. Множество людей со всего света в эти последние недели очень трогательно, любовно и дружелюбно отнеслись ко мне. Да, Папа никогда не остается в одиночестве, я это испытываю теперь на себе с такой силой, что она согревает мне сердце. Папа принадлежит всем, и многие люди чувствуют себя близкими ему».

Последняя речь Бенедикта XVI представляет собой духовное завещание и длинный список благодарностей. Папа благодарит Бога словами молитвы, которой когда-то  все священники во время уроков катехизиса учили детей перед первым причастием: «Я люблю тебя, Господи, люблю всем сердцем... Бог никогда не оставлял свою Церковь, и мне он дает утешение. Бог руководит Церковью и делает так, что она растет». В этом непоколебимая уверенность Папы, который видит в вере единственную возможность для развития церкви и мира.

 

Список людей, которым благодарен Папа, очень велик: «Я никогда не чувствовал себя одиноким во время моего понтификата. Господь Бог позаботился о том, чтобы рядом со мной были близкие люди, помогавшие мне в моих трудах». Бенедикт XVI с благодарностью вспомнил о кардиналах, начиная с Государственного секретаря Тарчизио Бертони, который верно сотрудничал с ним все эти годы. Он обратился ко всем членам Римской курии: «Множество скромных людей, молча и неприметно, оказывали мне надежную поддержку».

 

Он с любовью говорил о Римской епархии, о епископах, священниках, дипломатическом корпусе при Святом Престоле, даже о журналистах, которые работают ради распространения правдивой информации: «Я желаю добра всем и каждому без исключения. Каждый день я упоминал о вас в своих молитвах. Я хочу, чтобы мой привет и моя благодарность достигли каждого. Сердце Папы открыто всему миру». БенедиктXVI произнес прощальное слово на многих языках, включая арабский. Слова на этом незнакомом языке производят впечатление на католиков. Бенедикт XVI просит всех помнить о нем перед Богом, но в особенности молить Господа за кардиналов, которые должны избрать нового преемника на престол Святого Петра. Его последние слова обращены к молодежи, больным людям и новым семьям. Кажется, что именно им он вручает судьбу Церкви и ее паствы.