Ватикан выступил с опровержением того, что папа Франциск якобы мирился с попранием прав человека в годы правления военной хунты в Аргентине.
"Против него никогда не выдвигались конкретных и правдоподобных обвинений", - заявил новый пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди.
Он возложил ответственность за эти утверждения на антиклерикальные левые круги, которые выступают с антицерковных позиций.
В годы военного режима кардинал Хорхе Бергольо возглавлял Орден Иезуитов в Аргентине.
Обозреватели отмечают, что подобно многим церковным деятелям в Латинской Америке в те годы, кардиналу приходилось иметь дело, с одной стороны, с репрессивным правым режимом, а с другой, с разделяющими левые взгляды кругами в католической церкви, которые выступали за политизацию церкви.
Одно из обвинений касается похищения в 1976 году "эскадронами смерти" двух иезуитов, которые вели работу в кварталах бедноты.
По мнению некоторых его противников, Бергольо не сумел предотвратить их ареста. Это обвинение полностью отвергается папской канцелярией.
Отголоски старого дела
Судьи, которые расследовали обстоятельства ареста и заключения двух священников, которые подверглись пыткам и были освобождены через пять месяцев благодаря вмешательству Ватикана, допросили кардинала Бергольо в качестве свидетеля в 2010 году.
Официальный биограф папы Серджио Рубин утверждает, что кардинал принял чрезвычайные меры, не получившие огласки, чтобы спасти своих подчиненных.
Другое обвинение, выдвигаемое против него и относящееся к периоду так называемой "грязной войны" в Аргентине, когда эскадроны смерти похищали и убивали тысячи людей, касается его отказа помочь в розысках ребенка женщины, похищенной, когда она была беременна, и убитой в 1977 году. Считается, что ребенок был незаконно передан на усыновление.
Из свилетельств кардинала в 2010 году следует, что он не знал о похищениях детей вплоть до падения хунты; однако родственники погибшей женщины оспаривают это утверждение.
Тот факт, что Ватикан выступил со столь категоричным опровержением, свидетельствует о том, что там хорошо осознают ущерб, который этот эпизод может причинить репутации нового папы.
Ватикан желал бы покончить с этим делом как можно скорее.
Кроме того, эта история продемонстрировала интересные перемены в папской канцелярии в сфере связей с общественностью.
Впервые католическая церковь попыталась нейтрализовать нежелательное для нее внимание прессы еще до появления сенсации.
В своей книге "Молчание" аргентинский журналист Горацио Вербитский утверждает, что глава иезуитов отказал в защите ордена двум священникам - Франциско Халиксу и Орландо Йорио после того как они отказались подчиниться его требованию о прекращении посещений кварталов бедноты.
Этот журналист входит в окружение президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, которая часто вступала в конфликт с кардиналом Бергольо по вопросам социальной политики.
В свое время кардинал упомянул о двух священниках в беседе со своим биографом.
"Я предупреждал их о необходимости соблюдать осторожность, - сказал он Серджио Рубину. - В атмосфере паранойи и охоты на ведьм они подвергались большой опасности. Их похитили, потому что они оставались в том районе".
Оба священника были помещены во внушавшую ужас тюрьму, расположенную на территории Технического колледжа ВМС. Спустя пять месяцев их, одурманенными лекарствами, доставили с завязанными глазами вертолетом на поле и бросили там.
Орландо Йорио, который, по некоторым сообщениям, обвинял кардинала Бергольо в том, что тот фактически выдал их эскадронам смерти, отказавшись публично одобрить их деятельность, скончался.
В пятницу Франциско Халикс заявил, что ему и его товарищу удалось поговорить с кардиналом о тех событиях только через много лет.
"После этого мы отслужили вместе мессу и торжественно обнялись. Я смирился с произошедшим и считаю это дело закрытым", - сказал он в разговоре с корреспондентом.
Аргентинский писатель Адольфо Перес Эксивел, лауреат Нобелевской премии мира, полученной за борьбу в защиту прав человека, считает, что кардинал Бергольо старался помогать людям в меру своих возможностей в годы диктатуры.
"Это правда, что он не делал всего того, что делали в области защиты прав человека некоторые другие епископы, но было бы неправильным обвинять его в сотрудничестве с режимом", - заявил он.