Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мы сделали все, чтобы начать диалог

© AP Photo / Susanne Lindholm/TT Agency via APАмериканские истребители в аэропорту на севере Швеции во время учений Arctic Challenge
Американские истребители в аэропорту на севере Швеции во время учений Arctic Challenge
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский посол, принимающий нас для интервью относительно ухудшившейся обстановки в регионе Балтийского моря, явно разочарован. Дипломат обеспокоен тем, что он воспринимает как растущую русофобию в Швеции — стране, которую посол уважает и в которой провел 15 лет своей жизни. Он не может понять, почему шведское правительство заморозило контакты с Россией.

Российский посол, принимающий нас для интервью относительно ухудшившейся обстановки в регионе Балтийского моря, явно разочарован. Дипломат обеспокоен тем, что он воспринимает как растущую русофобию в Швеции — стране, которую посол уважает и в которой провел 15 лет своей жизни. Он не может понять, почему шведское правительство заморозило контакты с Россией.

— Раньше Швеция стремилась к диалогу. Я скучаю по старой — «ты древняя, ты свободная» (начало гимна Швеции — прим.пер.) Швеции, — говорит Татаринцев.

— Год назад Вы говорили, что отношения между Россией и Швецией «оставляют желать лучшего». Стало лучше с тех пор?

— К сожалению, они не улучшились. Я разочарован: можно было бы сделать намного больше. Но в этом не вина российской стороны. Мы сделали все для того, чтобы наладить диалог и контакты. Однако мы сталкиваемся с весьма прохладным отношением, и все контакты на министерском уровне заморожены. Не поддерживать диалог между соседями противоестественно. Министр иностранных дел Маргот Вальстрём (Margot Wallström) отметила в своей программной речи, что Швеция должна вести диалог с Россией. Но его нет, к сожалению. Возьмите, например, Финляндию: какие бы политические разногласия ни существовали, мы поддерживаем диалог. Только вчера президент Финляндии приезжал в Москву и встречался с президентом Путиным.

— Сегодня больше шведов одобряют идею вступления страны в НАТО, чем раньше. Беспокоит ли это российское правительство? Есть ли опасение, что Швеция будет стремиться к членству в Альянсе?


— Думаю, в ближайшее время это не актуально, даже с учетом определенного сдвига в общественном мнении. Но если это произойдет, последуют контрмеры. Владимир Путин подчеркнул, что такой шаг повлечет за собой последствия, и Россия будет вынуждена предпринять ответные меры военного плана, переориентировать наши силы и ракеты. Страна, вступающая в НАТО, должна осознавать, каким рискам она себя подвергает.

— Что Вы можете сказать тем шведам, которые боятся России?

— А кто кому угрожает? Возьмите военные бюджеты НАТО и США. Бюджет только США составляет 750 миллиардов долларов США, в то время как России — 60 миллиардов, то есть в 13 раз меньше американского. Можете сами сделать выводы, кто сильнее. К сожалению, шведы в настоящее время подвержены антироссийские фобии и питают антипатию к России в большем масштабе, чем раньше. Это объясняется агрессивной пропагандистской кампанией, которую ведут шведские СМИ. Россия зачастую изображается как агрессор, который только и думает о том, чтобы вести войны и угрожать другим. Но я могу гарантировать, что Швеция, будучи страной, свободной от военных союзов, не фигурирует в каких-либо военных планах российского Генштаба. Швеция не является целью для наших вооруженных сил.

— Что можно сделать для того, чтобы снизить эскалацию в балтийском регионе?

— Никогда не бывает так, что когда две стороны спорят, виноват кто-то один. Все должны сесть вместе за стол переговоров и обсудить, как уменьшить напряженность. Взгляните на статистику: она показывает абсолютно четко, что самолеты стран НАТО совершают над акваторией Балтики в четыре раза больше полетов, чем российские. Вы можете спросить об этом любого эксперта или натовского генерала, и, если они честны, они подтвердят это.

— Россию беспокоит возросшее присутствие НАТО в Прибалтике. Но разве несколько самолетов и танков — это военная угроза?

— Войну всегда легче начать, чем закончить. Прибалтийские государства настаивали на постоянном патрулировании их воздушного пространства. Началось все с трех самолетов, теперь они хотят 12. К тому же речь идет о почти трех тысячах спецназовцев, готовых к участию в боевых действиях. Это реальный признак желания создать платформу для развязывания конфликта, который может перерасти в нечто большее. Это опасная тенденция.

— «НАТО приближается к нашим границам, а мы никуда не двигаемся», — заявил на этой неделе Путин. А как же действия России на Украине?

— Мы неоднократно заявляли о том, что если бы президента Януковича не сместили вооруженным путем, Крым и Донбасс по-прежнему были бы в составе Украины. Причина в том, что Бильдт (Bildt) со своим польским коллегой Сикорским (Sikorski) запустили проект «Восточного партнерства» и попытались оторвать бывшие советские республики из сферы интересов России, втянув их в ЕС. Причем сделано это было без каких-либо консультаций с Россией, как будто нас вообще не существует. Делалось все с целью ослабления России.

— Считаете ли Вы проблемой, что Россия усилиями Запада становится все более изолированной?

— То, что Россия якобы изолирована, это чушь. За последнее время Москву посетил президент Финляндии, Путин побывал в Италии, скоро к нам приедет премьер-министр Греции.