На этих выходных глава китайского центрального банка начал готовить почву для укрепления юаня, назвав его привязку к доллару временной мерой. Его тон свидетельствует о смягчении позиции Пекина, который до этого много месяцев подряд наотрез отказывался менять валютную политику.
Слова управляющего Народного банка Китая Чжоу Сяочуаня (Zhou Xiaochuan) стали самым явным за последнее время намеком со стороны высокопоставленного чиновника на возможный отказ Китая от введенной в середине 2008 года неофициальной привязки юаня к доллару. По его словам, это была «специальная» мера, направленная на противодействие финансовому кризису.
«Речь идет о части пакета мер по противодействию мировому финансовому кризису, - заметил он в субботу на пресс-конференции. – Рано или поздно, от этих мер предстоит отказаться».
Заявления г-на Чжоу идут вразрез с обычной реакцией китайских властей на критику из-за рубежа в адрес валютной политики Китая и заниженного курса юаня. Еще в декабре премьер Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) утверждал: «Мы не уступим давлению... и не будем повышать курс».
Китайские официальные лица неоднократно подчеркивали необходимость твердого валютного курса. В то же время, хотя рост потребительских цен в Китае усилил позиции тех чиновников, которые выступали за укрепление валюты, пока не ясно, удалось ли им склонить на свою сторону руководство страны.
Г-н Чжоу ничего не сказал о том, когда может измениться политика, однако заметил, что все перемены будут осуществляться с осторожностью.
«Если мы решим отходить от нетрадиционного экономического курса и возвращаться к традиционному, нам следует очень осторожно и тщательно выбрать время. Это также относится к курсу юаня», - подчеркнул он.
Министр коммерции Чэнь Дэмин (Chen Deming) заявил, что перспективы международной торговли остаются «смутными и нестабильными», и китайскому экспорту для выхода на докризисные уровни потребуется еще два-три года.
Споры о курсе китайской валюты - одно из обстоятельств, которые осложняют отношения между Китаем и США. Впрочем, их также осложняют разногласия по проблемам Тайваня, Тибета, изменения климата и прав человека. Необычные высказывания Чжоу по вопросу валютного курса прозвучали одновременно с заявлениями главы китайского МИДа о том, что улучшить отношения между странами могут только Соединенные Штаты.
Вчера на еще одной пресс-конференции, проходившей в Пекине в кулуарах Всекитайского собрания народных представителей, министр иностранных дел Ян Цзечи (Yang Jiechi) заметил: «Ответственность за проблемы в американо-китайских отношениях лежит не на Китае. США следует серьезно относиться к позиции Китая и уважать его основные интересы».
Он также заявил, что дипломатия Китая не стала в последнее время более конфронтационной. «Решительно придерживаться принципиальной позиции – не значит быть склонным к конфронтации», - сказал он.
Кроме того, Ян подчеркнул, что Китай продолжает считать санкции неудачным ответом на ядерную программу Ирана. «Давление и санкции не помогут коренным образом решить проблему иранской ядерной программы, не могут окончательно снять этот вопрос, - заявил он. – Мы не считаем, что дипломатический подход себя исчерпал».
По словам г-на Яна давно ведущееся строительство нефтепровода между Китаем и Россией завершится в этом году. Он также отверг обвинения в том, что китайские экономические связи с Африкой способствуют росту коррупции и ухудшают условия труда. «Развитие отношений между Китаем и Африкой не всем нравится, - заметил он. – Однако мы, будучи в Африке гостями, должны уважать склонности хозяев и их свободу самостоятельно выбирать друзей и партнеров».