ШОС зарождалась как весьма скромное предприятие. Она была создана Китаем с целью налаживания сотрудничества с соседними государствами по поддержанию стабильности в неспокойном Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе КНР. Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан согласились сотрудничать с Пекином, чтобы не дать этническим уйгурам по обе стороны границы мобилизоваться и бросить вызов китайскому правлению. В свою очередь, от Китая эти страны получили содействие в борьбе с собственными этническими и исламистскими движениями. Россия посчитала ШОС полезной организацией, потому что она является механизмом сотрудничества, а не конкуренции, пусть и направленным на усиление китайского влияния в регионе. В результате Москва стала меньше опасаться того, что Пекин попытается оспорить ее главенствующее положение.
С момента своего основания ШОС предпринимала весьма неожиданные и удивительные шаги. Она помогает Китаю соперничать с американскими деловыми кругами в борьбе за права на разработку нефтяных месторождений и сооружение газопроводов. Торговля, инвестиции и транспортные связи быстро растут, превращая Китай в высокопоставленного партнера большинства республик Центральной Азии. Вклад Китая в Шанхайскую организацию сотрудничества, похоже, принес ему неожиданные дивиденды. Он позволил Пекину демонстрировать свою дипломатическую мощь и влияние не только в регионе, но и на международных форумах, что повышает респектабельность КНР в мире. В составе ШОС есть четыре государства-наблюдателя (Индия, Иран, Монголия и Пакистан), две страны в статусе «партнера по диалогу» (Белоруссия и Шри-Ланка) и три приглашенных члена (Афганистан, Содружество Независимых Государств и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН). В числе этих стран три мощных, влиятельных и стратегически важных государства, которые претендуют на полноправное членство (Индия, Иран и Пакистан).
Самое главное заключается в том, что ШОС создала уникальную инфраструктуру сотрудничества в сфере безопасности. Методы такого сотрудничества будут иметь важные, и до сих пор неизученные последствия для международных норм борьбы с терроризмом – и ничего хорошего это не сулит.
Сотрудничество военных и правоохранительных ведомств стран ШОС с годами развивается все активнее. Все чаще и масштабнее проводятся совместные учения. В октябре 2002 года несколько сотен китайских и киргизских военнослужащих провели двусторонние контртеррористические учения в Киргизии в присутствии наблюдателей из других стран ШОС. Это было первое за многие годы совместное учение Китая с другой страной. На следующий год Пекин провел свои первые многонациональные военные учения на китайской территории. В этих учениях под бдительным оком министра обороны Китая, а также наблюдателей из России, Казахстана и Таджикистана участвовали более тысячи китайских и киргизских военнослужащих. Двусторонние китайско-российские, а также многосторонние военные учения ШОС проводились в 2005 и 2007 годах, предположительно, в рамках контртеррористического сотрудничества. Такие учения помогают наращивать доверие и налаживать контакты между военными этого региона. Но в то же время, они подают пугающий сигнал активистам, у которых может возникнуть желание бросить вызов правящим режимам.
«Контртеррористические» меры ШОС не сводятся к одному только терроризму. Различные организационные соглашения требуют от стран-членов бороться с так называемыми «сепаратистами» и «экстремистами» (религиозными фундаменталистами) независимо от того, применяют они насильственные методы борьбы или нет. Согласно договору, страны-члены обязаны принимать к сведению и исполнению «черные списки» других членов ШОС, в которые занесены люди и организации, обвиняемые в терроризме, сепаратизме и экстремизме. При этом они не могут проводить независимые расследования, что противоречит международным нормам по невыдворению. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте ведет мощную базу данных, доступную всем органам безопасности стран-членов и способствующую сотрудничеству по вопросам безопасности и разведки. В ее черных списках как минимум 42 организации и более 1100 отдельных лиц. Страны ШОС договорились об экстрадиции и об отказе от предоставления статуса беженца тем людям, которых любой из членов организации назовет террористом, сепаратистом или экстремистом.
В итоге это значит, что ШОС совершает крупные нарушения прав человека против граждан самих стран-членов, а также подрывает международный контртеррористический механизм в целом. Неправительственная организация Human Rights in China исследовала последствия таких действий в своем докладе «Контртерроризм и права человека: воздействие Шанхайской организации сотрудничества». И тем не менее, ООН слепо и безо всякой критики приветствует ШОС. Организация получила статус наблюдателя на Генеральной Ассамблее ООН. Генеральная Ассамблея приняла ряд резолюций о сотрудничестве с ШОС. А секретариаты ООН и ШОС выступили с совместной декларацией о сотрудничестве. ШОС и РАТС присоединились к целому ряду инициатив в области международной безопасности и развития.
ШОС требует гораздо более критического внимания к себе, потому что она пытается предстать в образе респектабельной региональной организации, способной дать «доступ к своим секретам» очень многим сильным региональным игрокам. Джули Боулэнд (Julie Boland) в своей статье «Сотрудничество с анти-НАТО» как раз попадает в такую ловушку. Она не удосуживается рассмотреть вопрос о том, как взаимодействие с ШОС может укрепить возможности этой организации по сокрытию внутренних правонарушений и злоупотреблений от критики, и как такое взаимодействие будет способствовать продвижению ее сомнительных планов. Так, Боулэнд утверждает, что страны-члены ШОС «Казахстан и Киргизия в последние годы подают надежды на создание более представительных правительств в регионе». Но обе страны нарушили свои международные обязательства в области прав человека, отдав в преддверии юбилейного саммита ШОС приоритет своим обязательствам перед этой организацией. В начале мая руководство Казахстана и Киргизии лишило уйгурских лидеров и активистов в своих странах возможности поехать в Вашингтон на конференцию по правам уйгуров. В Киргизии двум таким активистам было сказано, что эта поездка «повредит китайско-киргизским отношениям». В последние две недели Казахстан экстрадировал в соответствующие страны-члены ШОС по меньшей мере 29 человек, добивавшихся там получения убежища, что является нарушением принципа невыдворения. 30 мая Казахстан вернул Китаю этнического уйгура Эршидина Исраила (Ershidin Israil), а 9 июня выдал Узбекистану как минимум 28 этнических узбеков. Мировое сообщество не может называть такую практику достойной и подающей надежды.
Сейчас ШОС добивается международного признания, что повысит легитимность этой организации, а в результате усилит ее влияние и подкрепит планы ее членов, в частности, Китая. Поэтому взаимодействие с ШОС нельзя осуществлять свободно и без ограничений. В качестве предварительного условия необходимо выдвинуть требование о подлинной прозрачности и открытости, а также об ответственности за нарушения прав человека, и четко обозначить критерии успехов в этом направлении. Иначе в предстоящие десять лет ШОС может преподнести сюрпризы и похуже.