В прошлом месяце бывший министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) совершил вторую поездку на спорные Курильские острова, хотя на сей раз тональность его высказываний в ходе визита существенно отличалась от резких заявлений последнего времени.
Маэхара ушел в середине марта в отставку со своего министерского поста из-за финансового скандала, а затем вернулся на политическую сцену, где безрезультатно поборолся за премьерское кресло в связи с отставкой Наото Кана в августе месяце. Он обследовал ландшафт крупнейшего из островов южной части Курильской гряды Итурупа, но воздержался от провокационных заявлений по поводу территориальной принадлежности островов и давно уже положенного под сукно мирного договора, составленного еще в период Второй мировой войны. Моложавый и амбициозный политик Маэхара, не теряющий надежду возглавить страну, во время своего визита действовал более тонко, выступив за укрепление связей между Россией и Японией, особенно в области торговли и инвестиций.
Давний территориальный спор Японии с Россией из-за Курил (которые японцы называют Северными территориями), по-прежнему остается занозой в боку дипломатических отношений между двумя странами и всплывает на поверхность с предсказуемым постоянством. Проблема сохраняет свою динамику, обостряясь и утихая в соответствии с градусом политических событий в Москве и Токио.
Спор достиг пиковой отметки в ноябре прошлого года, когда российский президент Дмитрий Медведев совершил беспрецедентный визит на остров Кунашир. Во время поездки Медведев дал понять, что Москва намерена наращивать свое стратегическое присутствие на Курилах. Он пояснил, что там должно быть в наличии достаточно вооружений, чтобы обеспечивать «безопасность островов как неотъемлемой части России».
Япония ответила резкой критикой по поводу визита, и премьер-министр Наото Кан назвав данный шаг Медведева «непростительным» и «возмутительным». Затем в июне текущего года к этой проблеме привлекли всеобщее внимание Соединенные Штаты, вновь выступившие за возврат островов под юрисдикцию Японии после двусторонних консультаций с Токио по вопросам безопасности.
Этот год начался довольно тихо, поскольку обе стороны ругались приглушенно. В Японии администрация Кана и пришедшая ей на смену администрация Ёсихико Ноды (Junichiko Noda) были заняты ликвидацией последствий землетрясения и политической междоусобицей с Демократической партией Японии. У России были свои отвлекающие моменты, такие как январский теракт в московском аэропорту и активная подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Токио по-прежнему смотрит на Курилы как на принадлежащие Японии территории, а Москва, похоже, готова сохранять существующее положение вещей, пока двусторонние отношения развиваются относительно гладко. Несмотря на это, российское Министерство иностранных дел без колебаний осудило вмешательство США в двусторонний спор. Министерство выступило в июне с заявлением после того, как США подтвердили свою поддержку японским территориальным требованиям. МИД отметил, что «неуместно ставить под сомнение российский суверенитет над южной частью Курильских островов, которые стали частью российской территории в результате Второй мировой войны, что подтверждено Уставом ООН».
Москва еще больше ужесточила свою позицию, заявив, что не рассматривает официальный мирный договор с Японией об окончании Второй мировой войны, который до сих пор не подписан из-за территориального спора, в качестве важного шага для налаживания позитивных отношений с Японией.
Однако в этом споре появился повод для оптимизма и надежда на то, что он не будет серьезно препятствовать отношениям между Токио и Москвой. Российское государство неоднократно подчеркивало свое стремление к укреплению связей с Японией и считает это возможным, несмотря на существующие разногласия по Курилам. Есть также признаки того, что Москва готова пойти на некие уступки. Высокопоставленные российские руководители в последнее время дают понять, что готовы отказаться от прошлогодней риторики о существенном наращивании российского военного присутствия на островах.
Токио сотрудничает с Кремлем по целому ряду важных международных вопросов, таких как ядерное разоружение, борьба с терроризмом, противодействие наркоторговле и шестисторонние переговоры по программе ядерных вооружений Северной Кореи. Кроме того, обе страны взяли на себя обязательство углублять связи в таких областях как энергетическое сотрудничество, информационные технологии и обмены. Визит Маэхары дает возможность токийским политикам переосмыслить контакты Японии с Россией и взглянуть на те преимущества, которые может дать такая обновленная политика.
Это хорошие новости. Но есть и плохие. Хотя курильский спор и не превратил Россию и Японию во врагов, он сегодня серьезно подрывает потенциал развития «стратегических» отношений. Стратегическая ситуация вокруг Японии претерпевает определенные изменения, и Токио понадобится принимать решение о том, где искать партнеров. Традиционно японцы в вопросах безопасности рассчитывали на свой альянс с Соединенными Штатами – и это партнерство будет сохраняться в обозримой перспективе.
Однако данный союз не должен усиливать японскую близорукость в отношении ее геополитических интересов. Китай продолжает усиливаться и развиваться, и Японии понадобится искать новые стратегические отношения в регионе, дабы создать противовес представлениям о китайском господстве на континенте. Раскол между двумя странами сложен – и его увековечивает нечто большее, чем просто история. Настоящий разрыв заключается в разном видении будущего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Разногласия Японии с Китаем, Северной Кореей и в меньшей степени с Южной Кореей дают шанс на восстановление и улучшение отношений с Россией. На самом деле, более тесные отношения с Москвой будут способствовать улучшению связей Японии с Китаем и Кореей, поскольку это продемонстрирует ее готовность идти на компромисс по остающимся со Второй мировой войны проблемам. Официальным лицам из Москвы и Токио за разрешение территориального спора придется заплатить – как политически, так и экономически. В 1956 году стороны едва не договорились о компромиссном решении, по которому Советский Союз соглашался вернуть Японии два небольших южных острова (Шикотан и Хабомаи) после подписания между двумя государствами мирного договора, оставшегося со Второй мировой войны. Две страны договорились о совместной декларации, но мирный договор заключить не смогли, так как посчитали требования друг друга неприемлемыми.
На протяжении многолетних переговоров возникали многочисленные идеи, такие как посменное управление некоторыми островами и разные сочетания, в которых острова должны были вернуться под контроль Японии. Пока все эти предложения и решения недостаточны для выхода из тупика. Чтобы пройти через узкий фарватер столь сложных и болезненных вопросов, нужна политическая смелость. Однако важно, чтобы Япония и Россия взяли на себя обязательство разрешить этот спор, если они хотят противостоять усилению Китая и играть ведущую роль в начертании будущего стратегического курса этого региона.
Джонатан Беркшир Миллер – канадский аналитик из государственного сектора, специализирующийся на Азиатско-Тихоокеанском регионе в таких вопросах как ядерное нераспространение, контроль вооружений, борьба с терроризмом и разведка.