Пекин — Во вторник Китай запустил экспериментальный модуль, заложив тем самым фундамент для будущей космической станции. Проект призван подчеркнуть амбиции страны, стремящейся в течение следующего десятилетия занять место среди крупных космических держав.
Модуль «Тяньгун-1», размером с товарный вагон, был запущен с площадки Центра запусков «Цзюцюань», расположенного на границе пустыни Гоби, с борта ракеты-носителя «Великий поход 2FT1».
Модуль должен подняться на 347 километров над Землей и достигнуть орбиты. Модуль будет осуществлять исследования китайских сельскохозяйственных земель, использую специальные камеры, а также на борту будут проходить эксперименты по выращиванию кристаллов в условиях невесомости.
Следующим шагом Китай планирует запустить непилотируемый корабль «Шэньчжоу 8», которому предстоит отрабатывать управляемые с Земли стыковки с модулем. Вероятно, этот этап начнут отрабатывать уже в течение ближайших недель. В течение года на модуль отправятся еще две миссии, как минимум один полет будет пилотируемый, космонавты проведут на борту модуля до месяца.
Название этого модуля переводится как «Небесный дворец-1», он весит 8,5 тонн и проведет на орбите два года, после чего для дополнительных экспериментов на орбиту будут запущены еще два экспериментальных модуля, и только после этого в космос отправится сама космическая станция, тремя частями, в промежутке между 2020 и 2022 годами.
«Это очень важное испытание, мы никогда раньше ничего подобного не делали», – передает слова Лу Цзиньжун (Lu Jinrong), главного инженера Центра запусков, официальное новостное агентство Xinhua News Agency.
Космическая станция, которой еще не присвоено название, станет самым амбициозным проектом в истории китайского покорения космоса, в рамках того же проекта значатся плана полета на Луну, и, возможно, высадки на Луне космонавтов.
В плане технологий, запуск «Тяньгун-1» ставит Китай примерно на тот этап, на котором США были в 1960 году, когда действовала их программа «Джемини». И хотя Китай планирует меньшее количество полетов, чем осуществили американцы в рамках той программы, но китайцы планируют добиться больших результатов с каждым запуском, отмечает Джоан Джонсон-Фриз (Joan Johnson-Freese), эксперт по космическим вопросам американского военно-морского колледжа в Ньюпорте (Род-Айленд).
«У Китая есть преимущество более чем в сорок лет, преимущество, которое заключается в отсутствии необходимости начинать учиться с самого нуля во всем, что касается отправления в космос людей», – отметила Джонсон-Фриз.
Авторитарная и централизованная политическая система Китая также выгодна и тем, что в ней не приходится продираться сквозь политические дебри ради получения средств на осуществление программы, цели же программы расписаны четко и ясно пятилетками, в духе Советского Союза.
Китай запустил первый пилотируемый космический корабль в 2003 году, что позволило стране присоединиться к России и США – это были единственные страны, кто отправлял людей на орбиту, а также это позволило стране, в угоду своему коммунистическому правительству, высоко подняться на волне национальной гордости.
Так или иначе, привычная засекреченность всего и плотные связи космической программы с военной отраслью не дали сильно развиться сотрудничеству в рамках космических программ других стран, в том числе и по программе Международной космической станции.
Когда китайскую станцию достроят, она будет весить порядка шестидесяти тонн, существенно меньше, чем МКС, разработанная при сотрудничестве шестнадцати наций. Планируется, что Международная станция проработает до 2028 года.
Китай неоднократно подавал заявку на участие в программах МКС, но получал отказ, по большей части по инициативе США, что и подтолкнуло Китай к стратегии ухода «в одиночное плавание».
И хотя программа двигалась без каких-либо существенных проблем, запуск модуля «Тяньгун-1» сначала был отложен на год по техническим причинам, а потом снова перенесен после того, как ракета-носитель «Великий поход 2C» не смог достигнуть орбиты в августе. Последовало расследование причин неудачи и говорилось, что проблемы были ликвидированы.
И хотя эксперты не усматривают какого-либо явного военного предназначения китайской космической станции, другие военные космические программы, среди которых и уничтожение вышедшего из строя китайского спутника ракетным ударом в 2007 году, вызывают за рубежом беспокойство.
«Эта нация гнет свою линию, они, как бы, говорят: «Хорошо, мы для своей страны можем сделать то же, что и вы, но без чьей-либо помощи, на наших собственных условиях»», – комментирует Чарльз Вик (Charles Vick), эксперт по китайской космической программе сайта Globalsecurity.org, отслеживающего новости в военном секторе и вопросах национальной безопасности.
Впереди лежат многочисленные трудности, в том числе необходимость провести стыковку при дистанционном управлении – американские космонавты осуществляли стыковку, находясь на борту корабля. «Великий поход 5», которому предстоит доставлять на реальную станцию двадцатитонные модули, тоже пока не испытывали.
И все же, ожидается, что Пекин будет добиваться своего, какие бы сложности не возникали на пути, лишь бы это выливалось в престиж на международной арене, в развитие национальной гордости дома, в развитие технологий и в экономические выгоды, продолжил эксперт.
«В принципе, они добьются того, к чему стремятся, вне зависимости от того, сколько времени или усилий придется потратить этому авторитарному государству, чтобы добиться выполнения поставленных задач», – подытожил Вик.