Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смогут ли Китай и Россия заключить сделку по газу?

© коллаж ИноСМИКитай, Россия, газ
Китай, Россия, газ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наиболее явной задачей Путина во время визита в Китай были переговоры о возможной покупке Китаем огромных объемов российского природного газа. Китай жаждет того, что у России в избытке. Так почему же две страны не могут, наконец, заключить газовое соглашение?

Китай жаждет того, что у России в избытке. Так почему же две страны не могут, наконец, заключить газовое соглашение?

Хотя у российского премьер-министра Владимира Путина, несомненно, были многочисленные цели в ходе визита в Пекин на прошлой неделе, его наиболее явной задачей было добиться прогресса в затянувшихся переговорах о возможной покупке Китаем огромных объемов российского природного газа.

На протяжении многих лет этот вопрос был важным пунктом повестки дня российско-китайских встреч на высшем уровне. Были серьезные ожидания, что достижение соглашения должно обязательно состояться, но Путин оказался не в состоянии завершить сделку, отсрочив дату строительства трубопровода.

Китайские политики стремятся расширить свой импорт природного газа. Бурный рост китайской экономики привел к тому, что страна стала одним из крупнейших в мире покупателей природного газа и других иностранных источников энергии. Быстрый экономический подъем требует объемов энергии, превышающих внутренние возможности китайских поставок энергии. И хотя правительство пыталось усилить энергосбережение и расширить использование ядерных и возобновляемых источников энергии, китайцам все равно нужно будет импортировать огромные объемы нефти и газа в обозримом будущем. В этой связи Пекин стремится диверсифицировать свои иностранные источники энергии, чтобы ограничить зависимость от какой-либо одной страны-экспортера или региона.

В принципе Россия должна занять естественное место в этих планах. Российская Федерация обладает самыми большими запасами природного газа в мире. Многие новые и неиспользуемые газовые поля России находятся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке страны. Эти места лежат ближе к Китаю, чем старые месторождения, которые сейчас в первую очередь обеспечивают газом потребителей в России и Европе.

Но, несмотря на эти естественные преимущества и взаимный интерес в увеличении двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, правительства Китая и России добились лишь ограниченного прогресса в продвижении за пределы многообещающих заявлений о принципах и пустых меморандумов о взаимопонимании с целью инициирования реальных энергетических проектов. Различные технические препятствия, конфликты вокруг цен и взаимные подозрения исторически удерживали китайские закупки российской энергии на относительно низком уровне. Частые задержки в поставках со стороны России и попытки использовать более эффективно конкурирующие интересы китайских, азиатских и европейских рынков не позволили китайским политикам рассматривать Россию как надежного долгосрочного поставщика.

Читайте также: Россия и Китай: о газе одни разговоры


В 2007 году раздраженный Чжан Гобао, главный в Китае по планированию в сфере энергетики и заместитель министра национального развития и реформ, в какой-то момент пожаловался: «Вопрос китайско-российского трубопровода продвинулся на один шаг вперед и на два шага назад. Сегодня пасмурно с прояснениями, а завтра будет переменная облачность. В какой-то момент Россия говорит, что приняла решение, в следующий, что никакого решения еще не принималось».

Пожалуй, наиболее серьезным препятствием для крупных поставок российского природного газа в Китай является неразвитость транспортной инфраструктуры, соединяющей две страны. В течение большей части периода холодной войны граница между Китаем и советскими республиками была закрыта и милитаризована. Кроме того, сеть энергетических трубопроводов СССР имела направленность с востока на запад, так как европейцы были основными зарубежными потребителями нефти и газа, добываемых в России, Азербайджане и Средней Азии. Только в последнее десятилетие в России предприняли всеобъемлющие усилия направить свою нефть и газ в восточном направлении в сторону расширяющихся рынков Восточной Азии.

Российский энергетический гигант «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) ведут переговоры о заключении возможных сделок с 2004 года, когда они подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Во время поездки Путина в Пекин в марте 2006 года Газпром и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по строительству 6700-километрового алтайского трубопровода по доставке российского природного газа в Китай. Нынешние переговоры предусматривают 30-летний контракт, по которому Россия будет поставлять около 68 миллиардов кубометров газа в год.

Но Газпром неоднократно откладывал начало строительства новых газопроводов, потому что, несмотря на годы переговоров, китайские и российские переговорщики не смогли договориться о формуле цены при поставках газа. Без согласованной стоимости доставки Газпром не желает строить чрезвычайно дорогой трубопровод, который при неблагоприятном сценарии сохранения тупиковой ситуации на российско-китайских переговорах останется без дела.

По сообщениям СМИ, Китай предлагает около 250 долларов за тысячу кубометров газа, тогда как российские переговорщики требуют около 350. По сути, российские переговорщики хотят, чтобы Пекин платил по мировым ценам, в то время как китайские настаивают на получении скидки. Учитывая большие объемы, каждый доллар разницы может вылиться в миллиарды долларов на протяжении срока действия договора, поэтому каждая сторона естественно отстаивает свои позиции.

Читайте также: Китай инвестирует миллиард долларов в российский фонд

В поддержку своих аргументов российские переговорщики отмечают, что их природный газ может течь на запад в Европу, а также на восток в другие азиатские страны помимо Китая. Они также отмечают, что российские запасы природного газа хотя и велики, но не безграничны, подразумевая, что Пекину следует пойти на компромисс или он рискует проиграть.

Китайские переговорщики парируют, отмечая, что появление на международных рынках сжиженного природного газа и сланцевого газа делают другие источники газа потенциально доступными для китайских потребителей. Кроме того, Китай начал получать крупномасштабные поставки природного газа из Средней Азии после того, как он профинансировал строительство первого энергетического трубопровода с востока на запад в истории Средней Азии. Этот трубопровод должен доставлять целых 40 миллиардов кубических метров природного газа в год только из одной Туркмении. Туркмения предложила Китаю больше газа, чем русские когда-либо намеревались поставлять в Китай.

Когда стало очевидным, что на переговорах по газу не произойдет прорыва, министерство иностранных дел Китая заявило, что Газпром и CNPC будут продолжать вести переговоры на основе принципов «справедливости, доброжелательности и взаимных уступок». Путин, в свою очередь подчеркнул важность расширения российско-китайского партнерства помимо газа, подчеркнув необходимость, в частности, приоритетов высокотехнологического сотрудничества в таких отраслях, как биотехнология, нанотехнология и авиационная промышленность.

Путин прав, что китайско-российское экономическое партнерство должно выходить за рамки энергоресурсов, но участники должны также учитывать прецедент, созданный их сделкой в апреле 2009 года «Нефть в обмен на кредиты». Согласно ее положениям, Банк развития Китая предоставил российским государственным энергетическим компаниям средства, необходимые на строительство и эксплуатацию 67-километровой ветки газопровода, соединяющего Восточную Сибирь и Тихий океан, до российско-китайского приграничного города Синьан. Затем CNPC построила 1000-километровый трубопровод оттуда на НПЗ в Дацин.

Если российские и китайские участники переговоров согласятся на подобные договоренности по газу, Китай предоставит Газпрому деньги, необходимые для строительства алтайского трубопровода в обмен на гарантированные поставки природного газа в Китай. Если смотреть с другой точки зрения, эта сделка будет включать покупку Китаем газа у Газпрома в обмен на обязательства России использовать часть или все эти средства на строительство трубопровода для поставки газа в Китай.

В случае отсутствия такого или иных творческих условий финансирования, мы станем свидетелями того, как дальнейшие китайско-российские энергетические переговоры не смогут привести к естественному партнерству по газу между самой жаждущей страной Азии и ее ведущим поставщиком газа.