Из Японии сообщают о возможности в течение пяти лет клонировать давно вымерших шерстистых мамонтов, но не рассчитывайте на это.
«Да ладно, этому никогда не бывать. Не в моей жизни», — говорит Уэбб Миллер (Webb Miller), специалист в области компьютерной науки и геномики из Университета штата Пенсильвания, который помог расшифровать генетический код шерстистого мамонта.
Японские и российские исследователи уже много лет ищут останки подходящего шерстистого мамонта в сибирской вечной мерзлоте, и недавно они сообщили японской информационной службе Kyodo, что обнаружили, как они надеются, подходящий образец костного мозга замороженной кости бедра, найденной около селения Батагай в восточной российской Республике Саха (Якутия).
Они планируют взять ядра клеток костного мозга, пересадить их в слоновые яйцеклетки и имплантировать клонированные эмбрионы в чрево слоних для созревания. Эта технология известна по успешному клонированию млекопитающих – от овечки Долли до свиней, кошек, собак и обезьян.
В сообщении агентства Kyodo говорится о «высокой вероятности» того, что из клеток замороженного костного мозга можно извлечь активные ядра. В группу исследователей входят российские эксперты из якутского Музея мамонта и японские биологи из университета Kinki в префектуре Осака. По сообщению агентства, в следующем году планируется запустить полноценный совместный исследовательский проект.
Шерстистые мамонты не ходят по земле уже многие тысяч лет, но мысль о возрождении вида, кажется, сильно овладела коллективным разумом. Некоторые люди даже заговорили о финансировании создания плейстоценового парка для мамонтов и других животных ледникового периода.
Миллер, однако, на это не ведется.
«ДНК шерстистого мамонта сильно пострадала, — пояснил он. — Она раздроблена на очень мелкие фракции, и есть много посмертных повреждений ДНК, а не просто раздробленность. Код очень сильно поврежден».
Даже если бы ДНК сохранилась в целости, и ядра из клеток мамонта успешно перенеслись бы в яйцеклетку слона, вероятность успеха клонирования животных и, в частности, вымерших и почти вымерших видов, невелика. Коротко говоря, на пути к успешной беременности множество препятствий.
Пару лет назад ученым удалось получить пиренейского козерога из ткани, взятой от последнего представителя подвида в 1999 году, но клонированный потомок прожил всего семь минут. Попытки клонировать азиатского бизона окончились не намного лучше. Австралийским исследователям пришлось отказаться от планов клонировать тасманского тигра и спасти его от вымирания, хотя позднее они преуспели в перенесении части гена тасманского тигра в эмбрионы мышей.
Эти случаи показывают, что на воссоздание мамонтов не так уж и много шансов. Генная инженерия может, в конечном счете, произвести некоего «волосатого слона» с мамонтоподобными характеристиками. Но создать существо, генетически идентичное гигантам ледникового периода? «Если кто-то сделает это, я съем свою шляпу, — сказал Миллер. — И я удивлюсь, зачем они это сделали».
Миллер заявил, что изучение ДНК давно вымерших видов имеет значение, даже если эти усилия не приведут к воскрешению.
«Я смотрю со своей колокольни и вижу, что 13 тысяч лет назад там было несколько действительно интересных животных, — размышляет он. — Они ушли, и я хотел бы знать, почему. ...Понять, глядя на их геном, какие виды выжили, а какие нет, и определить это, вот что интересно мне».
Но если говорить о живых, дышащих животных, «я лично больше заинтересован в сохранении тех видов, что мы имеем, — сказал Миллер. — Я бы хотел, чтобы некоторое время тут пожили тигры».
Несмотря на сомнения Миллера, стремление воссоздать мамонта вполне может продолжаться в течение ближайших пяти лет или дольше. И это еще не все. Палеонтолог Джек Хорнер (Jack Horner) продвигает свой план по изменению куриной ДНК, чтобы сделать обитателей птичьего двора более похожими на динозавров, от которых они произошли. Дино-бройлеры против шерстистых сломонтов? А что – неплохой сюжет для очередной серии «Парка Юрского периода».