Токио − Мы все слышали поговорку: «Солнечный свет — лучшее дезинфицирующее средство.» Это особенно верно, если речь идет о азиатской безопасности. На самом деле я считаю, что если мы хотим выстроить доверительные отношения и избежать гонки вооружений в регионе, нам нужно выстроить систему, в рамках которой правительства Азии будут публично раскрывать свои военные бюджеты.
В более широком смысле удержание военной экспансии под контролем, увеличение числа стран, подписавших Международный договор о торговле оружием (МДТО), и улучшение взаимопонимания между национальными министерствами обороны в настоящее время являются первостепенными задачами, стоящими перед Азией. Они должны быть в центре внимания Саммита стран Восточной Азии, который, в свою очередь, должен стать главным форумом для принятия решений по вопросам региональной безопасности и основной площадкой для обеспечения стабильности.
Военная экспансия по своей сути несовместима с продвижением Азии к центру мировой экономики. Плоды процветания должны быть вложены в улучшение качества жизни людей, а не в оружие, которое забирает их.
И все же самый важный момент — сохранение правопорядка. Япония, например, предложит свою максимальную поддержку странам-членам АСЕАН по усилению безопасности, а также обеспечению свободной навигации морей и неба. Но позвольте мне ясно описать, какие меры Япония будет действительно поддерживать — и как.
Мы уже поставили три новых патрульных корабля в Индонезию путем дотаций и решили предоставить еще десять филиппинской береговой охране. Более того, продвигается исследовательская работа, необходимая для обеспечения такими кораблями Вьетнама.
Что не менее важно, так это то, что когда Япония посылает оборудование, это подразумевает и помощь экспертов, и проведение обучающих программ. Мы гордимся тем, как серьезно мы подходим к выполнению этих обязанностей. Подходя к задаче с верой в свои силы и действуя эффективно, мы укрепляем дружеские узы между народами Японии и странами-получателями.
Только в Филиппинах, Индонезии и Малайзии Япония обучила более 250 человек персонала береговой охраны. В 2012 году, когда мы пригласили высокопоставленных чиновников, ответственных за соблюдение морского права в каждой из пяти основных стран АСЕАН, на месячную программу обучения, к каждому стажеру было прикреплено по три члена береговой охраны Японии. Все они жили, ели и спали вместе под одной крышей.
В последнее время Япония сформировала новый механизм для передачи военной техники и технологий в другие страны. На базе соответствующего контроля и строгих проверок мы теперь можем предложить другим государствам спасательное, транспортное, разведывательное и противоминное оборудование. Япония будет помогать странам АСЕАН в обеспечении безопасности на море сразу по нескольким направлениям, включающим официальную помощь в целях развития, наращивание потенциала Сил самообороны Японии, а также предоставление военной техники и технологий.
Ни одна страна больше не может обеспечить себе мир в одиночку. Вот почему на нас сегодня возложена такая задача: реконструировать в Японии правовую основу для коллективной самообороны и международного сотрудничества, включая участие в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций — это реформа, которую начала моя администрация.
Важность этой реформы едва можно переоценить. Силы самообороны Японии теперь работают, под флагом миссии ООН, на благо мира в Южном Судане — наряду с подразделениями из Камбоджи, Монголии, Бангладеш, Индии, Непала, Республики Кореи и Китая, а также многими гражданскими штатными сотрудниками ООН и сотрудниками общественных организаций из разных стран. Все перечисленные стороны являются нашими партнерами в содействии процессу государственного строительства в Южном Судане.
Но представьте себе, что находящиеся там гражданские работники, не имеющие возможности себя защитить, были внезапно атакованы вооруженными элементами. При том подходе, которого придерживались японские власти до сих пор, Силы самообороны не смогли бы спасти мирных жителей. Является ли это действительно адекватным ответом?
Мое правительство глубоко задумалось над этой дилеммой, и сейчас правящая коалиция глубоко исследует этот вопрос. Как раз именно потому, что Япония так сильно зависит от международного сообщества в плане обеспечения своей внешней безопасности, мы хотим играть еще более активную роль в деле сохранения мира во всем мире.
Много поколений японцев шли одним путем — путем свободы, права человека и верховенства закона, и по этой же дороге будут идти наши внуки и правнуки. Но, так как мы оживляем экономику Японии, нам нужны «новые» японцы, которые возьмут на себя глобальные обязательства, соизмеримые с масштабом своей страны и ее экономическими ресурсами.
Эти новые японцы не потеряют ни одно из своих хороших качеств. Они будут по-прежнему ненавидеть бедность, принимать универсальные ценности и находить радость в напряженной работе. Если что-то и изменилось, так это то, что женщины играют в среде новых японцев куда более заметную роль. Например, все три японских судьи и прокурора, которые помогали с проектом Гражданского Кодекса Камбоджи, были молодыми женщинами.
Новые японцы будут активно служить делу сохранения мира в Азии. В августе 2011 года президент Филиппин Бениньо Акино III и председатель Мурад Ибрагим из Исламского Фронта Освобождения Моро встретились в Нарите, Япония. Три месяца назад, в марте, обе стороны, наконец, достигли всеобъемлющего мирного соглашения. Когда, предположительно через два года, новое местное правительство Бангсаморо начнет свою работу, команды японской помощи уже будут там.
Япония уже уделяет особое внимание тому, чтобы дать женщинам в регионе навыки, необходимые для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В Минданао, где Япония построила профессиональный учебный центр для женщин, звуки выстрелов и гневных криков сменились на шум швейных машин.
Все это ни что иное, как выражение решимости Японии не жалеть усилий ради мира, безопасности и более широкого процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Работая с нашими региональными союзниками и партнерами, в том числе США и АСЕАН, мы сделаем эту решимость незыблемой, словно камень.