1 июля Коммунистической партии Китая исполнилось 93 года. За 65 лет, в течение которых власть в стране была сосредоточена в руках КПК, партия привела страну к процветанию и подъему, постепенно нашла для Китая свой собственный, явно отличающийся от западных моделей путь развития. КНР даже начала превращаться в пример для других стран. Столь долгое сохранение власти в руках одной партии привело к появлению серьезных кадровых проблем, причем сегодня проблема коррупции в рядах чиновников стоит особенно остро. Этот политический вызов, затрагивающий основы существования партии, обладает в современном мире особенно важным значением.
И сегодня мало кто может похвастаться тем, что в течение столь же долгого времени удерживал власть в своей стране. Как в Китае, так и за рубежом многие аналитики склонны сравнивать КПК с КПСС. КПСС была у руля Советского Союза 74 года. Когда с момента установления власти советских коммунистов прошло 65 лет, на дворе стоял 1982 год. Если же мы посчитаем все время, прошедшее между основанием КПСС в 1898 году и потерей ей своего положения в 1991 году, то окажется, что в общей сложности КПСС жила как раз 93 года.
Однако почти все сходство между КПК и КПСС уже осталось в прошлом. Советские коммунисты добились многих успехов, однако к 1982 году Советский Союз оказался в ситуации тяжелейшего общественного застоя. Бюрократия разъедала партию. Холодная война все еще шла полным ходом, и Москве приходилось волей-неволей тратить свою мощь на поддержание великого противостояния с Западом. Вкладываться в улучшение жизни народа было нечем. Военных фронтов становилось все больше, но вот фронт работ по обустройству жизни в стране все больше сокращался. Понимание социализма свелось к догматизму. Так советский коммунизм потерял связь с реальностью, утратил возможность идти в ногу со временем.
Поддержание контакта с народными массами, сплочение элит, обучение новому — во всех этих ключевых моментах китайская партия справилась со своей задачей лучше, чем КПСС. Поскольку социализм существует бок о бок с капитализмом не столь уж долгое время, огромное значение приобретает процесс политического поиска. Сделать здесь просчет — значит почти что поставить крест на всем деле. Однако КПК всегда умела учиться на своих ошибках, а зачастую и извлекать уроки из просчетов, допущенных другими. В конечном итоге мы положили в основу своей работы принцип «непрестанного реформирования»: это говорит о том, что в Китае сложился механизм исправления ошибок и интеграции новых идей, который сможет обеспечить КПК долгую жизнь.
Сегодня Китай быстро развивается, при этом широкие народные массы стали залогом его стойкости, а рынок — столпом развития народной экономики. Если сравнивать с закостенелой советской системой пятилеток, при которой государство планировало все до мельчайших мелочей, то Китаю удалось совершить огромный шаг вперед, кардинально перестроив социальную систему. КНР стала державой с рыночной экономикой, обладающей наибольшей притягательной силой во всем мире, однако КПК сохранила всю полноту возможностей по управлению государством.
Если смотреть в мировом масштабе, то мы увидим, что под руководством КПК Китай перерос все ошибки, сопутствующие процессу строительства социалистического строя, а также трудности начального периода. К нашему времени мы уже в общих чертах определили путь китайского развития и уже видим немало доказательств эффективности выбранного подхода. Проблемы, с которыми КПК сталкивается в наши дни, по большей части носят внутренний характер и связаны с работой правительственного аппарата, с международными рисками мы уже можем справиться. Сравните направление, в котором сейчас развивается Китай, и то, куда шел СССР 80-х годов: различия разительные.
Конечно, и сейчас Китай по своей мощи не достиг того уровня супердержавы, на котором находился Советский Союз. Особенно сильно ощущается отставание от американцев в сфере ключевых технологий. Однако Китаю удалось выстроить необычайно стойкую государственную и социальную систему. При взгляде на КНР кажется, будто у Пекина очень много проблем, однако все они неразрывно связаны с процессом развитием страны. То, как проявляются эти проблемы, а также то, как мы реагируем на них, как мы их решаем — как раз и есть из основных способов продвижения вперед.
Жизнь партии также тесно переплетена с процессом модернизации государства: когда в мире оценивают уровень развития КНР, ключевым критерием оказывается именно уровень развития КПК. Сегодня с критикой в адрес китайских коммунистов выступают в основном развитые страны Запада, особенно США. Однако американская критика обычно продиктована либо расхождениями в системах ценностей, либо реакцией на угрозу геополитическим интересам Вашингтона, в ней нет объективности. Большинство развивающихся стран, наоборот, ценят и уважают опыт Коммунистической партии Китая. С их точки зрения, КПК демонстрирует поистине эталонную способность владеть ситуацией в самых сложных условиях.
КПК помогла стране сбросить оковы нищеты и слабости, одетые на нас историей. За эти 93 года в стране происходило очень многое: как говорится, «где было синее море, там ныне тутовые рощи». От уровня жизни, облика общества и вплоть до положения на международной арене — всюду Китай совершил фантастический скачок вперед. Пекин уже закончил строить основную часть инфраструктуры современного общества, у нас сложились почти все условия, чтобы двигаться вперед семимильными шагами.
Однако КПК все еще предстоит решить несколько ключевых проблем. Непрестанное совершенствование системы самоуправления КПК, модернизация партии ставят ее в авангард борьбы с трудностями. Сможет ли партия положить конец коррупции? Вот настоящее испытание способности КПК оставаться на своей руководящей позиции.
Сегодня в партию входит более 80 миллионов человек, их участие в жизни китайского общества ощущается повсеместно. Когда партия говорит о том, что ее с государством и народом связывает общая судьба, в этом нет ни капли преувеличения. Поздравляя сегодня партию, ты поздравляешь все государство, весь народ.