Пришедшая из Австралии новость о том, что в 2016 году КНР будет принимать саммит G20, взволновала китайское общество. Только что Пекин успешно провел саммит АТЭС. Можно сказать, что теперь у китайского общества уже нет сомнений, стоило или нет проводить такое масштабное международное мероприятие, ведь ответ на данный вопрос ясен, как божий день. Даже в интернете, где всегда полным-полно негативных комментариев по тому или иному поводу, сейчас пользователи настроены вполне положительно: «Добро пожаловать, G20. Китай приветствует тебя!»
Постепенно китайское общество начинает осознавать, как много хорошего принес саммит АТЭС Китаю, взять хотя бы «зеленый» АТЭС (на время саммита в городе и его окрестностях временно приостановили деятельность все заводы и производства, в самом Пекине были введены строжайшие ограничения на использование автотранспорта, что обеспечило меньшее загрязнение воздуха — прим. пер.). Заслуживает внимания и анализа и то, что Китай привнес в этот саммит. Отношения между КНР и различными международными саммитами будут, вероятно, становиться лишь еще более тесными. Возможно, это одна из новых отличительных черт XXI века. Сейчас увядшая мировая экономика нуждается в глотке свежего воздуха, в новом источнике энергии.
С приходом нового столетия возросло и количество различных международных мероприятий. Однако порой возникает ощущение, что они будто растворяются друг в друге. Иногда в центре внимания оказываются двусторонние встречи, проходящие в рамках той или иной международной конференции, но иногда саммиты устраиваются ради пиара, а отнюдь не ради решения глобальных проблем. Эти случаи отражают тот факт, что международные встречи и в самом деле очень важны, однако им не хватает сил урегулировать конфликты на международном уровне. Из-за широкого расхождения во мнениях люди не верят, что различные заявления и соглашения будут эффективно исполнены.
Например, на нынешнем саммите G20 в Австралии было видно некоторое отступление от заявленных тем. Страны должны были обсуждать вопросы экономического роста, занятости населения и способы противодействия рискам, однако вместо этого все внимание было приковано к противоречиям между Западом и Россией. Брисбен превратился в место, где США вместе с союзниками ополчились против президента РФ Владимира Путина. Ему даже пришлось досрочно покинуть саммит, что было истолковано как выражение протеста. После этого надежда на положительный исход встречи мгновенно испарилась.
На саммите АТЭС в Пекине тоже было немало поводов для потенциальных конфликтов, однако Китай сумел успешно предотвратить их и сосредоточил все внимание общественности на сотрудничестве в АТР. Америка и Россия не конфликтовали в Пекине, участники споров в Южно-Китайском море тоже учли общие настроения. Между КНР и Японией существует немало противоречий, но они предпочли не ругаться, а наконец-то устроить долгожданную и первую за три года встречу лидеров.
Почему же между саммитами существует такая большая разница? Во-первых, Китай был решительно настроен на то, чтобы встреча прошла хорошо, и взял на себя всю ответственность за это. Раз КНР наконец-то выпала честь принимать у себя гостей, она не могла ударить в грязь лицом. Результаты этого саммита не должны в чем-то уступать предыдущим. Поэтому Китай готовился очень старательно и приложил много усилий, чтобы избежать каких-либо конфликтов, омрачающих общую атмосферу встречи, Благодаря этому все прошло надлежащим образом, и мы верим, что с саммитом G20 будет то же самое. Главное — правильный настрой.
Во-вторых, Китай — сильная страна. Она понимает, что мнения стран-участниц не совпадают. Поэтому одни пытаются воспользоваться встречей, чтобы распространить свое влияние, а другие пытаются его сдерживать. Но если страна приехала в КНР на саммит, то она должна проявить уважение к организатору мероприятия. Меньше ругайте друг друга, и больше сосредоточьтесь на позитивных сторонах. Ведь Китай вам не «поле брани».
В-третьих, нужно учитывать и разносторонность китайской культуры. Китай — мастер своего дела. Он может вести диалог на равных с другими крупными державами, например с США и Россией. При этом у Китая прочные отношения и с развивающимися, и с развитыми странами. Нужно, чтобы КНР и дальше поддерживала эту тенденцию и создавала условия, благодаря которым страны на время саммита смогут стать единым целым и забыть о распрях. Это и есть одна из отличительных черт Китая в современном мире.
Для проведения международного саммита Китай задействовал различные ресурсы, которые отлично взаимодействовали друг с другом. Пусть кажется, что встреча длится всего мгновенье, однако она оказывает огромное влияние на мир, как до, так и после самого мероприятия. Ведь благодаря одному такому саммиту мир может заново узнать Китай, да и мы сами смотрим на себя по-новому. Не в этом ли заключается вся суть подобных встреч?
Саммит АТЭС уже прошел, скоро закончится и встреча Большой двадцатки. Вполне возможно, что вскоре Пекину или Чжанцзякоу (город в провинции Хэбэй, кандидат на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года — прим. пер.) посчастливится стать местом проведения зимней Олимпиады 2022 года. Международные саммиты и конференции, вероятно, станут частыми гостями в Китае в стремлении достичь максимального взаимодействия со страной бурного роста и больших возможностей. Процесс подъема страны означает, что в будущем она еще не раз будет принимать у себя международные мероприятия подобных масштабов. И это превосходно. Хотя с этим и связаны определенные хлопоты, нам это только в радость.