Почти 500 заключенных бежали из кандагарской тюрьмы по 300-метровому подземному тоннелю – как раз вовремя, потому что начинается летний «сезон боевых действий».
Афганские и натовские силы начали масштабную операцию в попытке поймать 475 заключенных, почти все из которых являются боевиками движения «Талибан». Эти люди устроили поразительный массовый побег из заключения, воспользовавшись тоннелем.
Тюремное начальство заявляет, что заключенные бежали по тоннелю, выкопанному от жилого дома до той части кандагарской тюрьмы, где содержали политзаключенных.
В своем отправленном по электронной почте заявлении пресс-секретарь талибов Забиулла Муджахид (Zabiullah Mujahid) отметил, что тоннель составлял 320 метров в длину. На его сооружение ушло пять месяцев, и он был проложен «в обход вражеских блок-постов и автомагистрали Кандагар-Кабул, напрямую к политической тюрьме».
По словам Муджахида, о тоннеле в тюрьме знали лишь три заключенных. Они-то и помогли организовать побег, на осуществление которого ушло четыре с половиной часа.
В 3 часа 30 минут ночи в понедельник все политическое крыло тюрьмы опустело. Беглецов в «безопасные места» доставляли многочисленными автомашинами, которые мобилизовали талибы.
В заявлении, написанном на почти идеальном английском языке, звучат нотки ликования по поводу провала сил безопасности: «Самое поразительное в ходе этой операции, о чем нам сообщили осведомители моджахеддинов, заключалось в том, что вражеские силы внутри тюрьмы, среди которых были и иностранные захватчики, не заметили результатов операции даже спустя четыре часа после ее проведения, из-за чего они не сделали никаких заявлений».
«Моджахеддины также разместили группу смертников возле тюрьмы, хотя она не понадобилась по причине бездействия противника».
Начальник кандагарских тюрем Амир Мухаммад Джамшад (Amir Muhammad Jamshad) рассказал Guardian, что для строительства тоннеля мятежники приложили огромные усилия, поскольку не могли использовать технику, которая могла привлечь внимание к их работе.
Человек, которого пресс-секретарь талибов представил как одного из заключенных, помогавших организовать побег изнутри, рассказал Associated Press, что группа узников смогла заранее добыть дубликаты ключей от камер.
«Четверо или пятеро из нас знали, что друзья роют тоннель снаружи, - рассказал Мохаммад Абдулла (Mohammad Abdullah), сообщивший, что находился в заточении в тюрьме Сарпоса два года, будучи арестованным в уезде Жари за хранение оружия. – Наши друзья помогли нам, передав дубликаты ключей. Когда пришло время, мы сумели ночью открыть двери и освободить друзей, находившихся в других камерах».
Он сказал, что будил заключенных по 4-5 человек, чтобы они смогли бежать тихо. Абдулла сообщил об этом по телефону, который дал ему пресс-секретарь талибов. Проверить его счет пока не удалось.
На каждом углу тюремной территории имеется сторожевая вышка, освещаемая по ночам и защищенная бетонными блоками с колючей проволокой. Пройти ко входу тюрьмы можно лишь миновав несколько блок-постов и ворот.
Губернатор Кандагара Турьялай Веса (Tooryalai Wesa) сказал, что охрана тюрьмы «не выполнила свои обязанности», но что в настоящее время предпринимаются активные попытки по поимке беглецов.
«Часть бежавших заключенных была поймана силами безопасности во время поисковой операции, а внутри и на окраинах Кандагара начаты масштабные действия по поимке остальных», - заявил он.
Губернатор призвал жителей города сообщать о бежавших заключенных по телефону горячей линии, открытой властями.
Несмотря на утверждения главы провинции о том, что поиски заключенных облегчаются наличием детальных биометрических данных на каждого из них, включая отпечатки пальцев и снимки радужной оболочки глаза, этот побег стал мощным ударом по действиям международных сил и афганских властей в этой ключевой провинции.
Один из членов провинциального совета Кандагара по имени Хаджи Хематулла (Hajji Hematullah) сказал, что хотя часть заключенных может до сих пор скрываться в городе, большинство из них сразу бежали в безопасные места на пакистанской границе.
Такой массовый побег закаленных и закоренелых мятежников состоялся как раз накануне летнего «сезона боевых действий». Он может свести на нет некоторые успехи, достигнутые НАТО зимой в ходе напряженных боев, направленных на уничтожение и захват максимально возможного количества боевиков.
За три года это уже второй случай массового бегства узников из тюрьмы. В июне 2008 года талибы штурмом взяли тюрьму после того, как смертник пробил дыру в ее стене. В результате той операции из камер смогли бежать 870 заключенных, включая 390 боевиков.
После побега начались напряженные бои на окраинах города, поскольку заключенных направили в районы, где они смогли без промедлений взять в руки оружие и продолжить войну против сил НАТО.
Полуразрушенную тюрьму после побега отремонтировали и усовершенствовали, чтобы предотвратить новые попытки бегства.