На прошлых выходных в Афганистане погибли еще четверо французских солдат. Все произошло у военной базы неподалеку от деревни Ниджраб в области Вилайят Каписа. Таким образом, общее число потерь французской армии, которая с конца 2001 года проводит здесь операции по стабилизации и восстановлению правового государства в составе коалиции из 49 стран, составило 87 человек.
Сегодня Франция отдает им дань памяти, к которой должен присоединиться каждый гражданин, не забывая при этом о причинах нашего участия в операциях в Афганистане.
Кроме того, речь идет о первых погибших после того, как Франция приняла решение об ускоренном выводе своих солдат из страны. Как бы то ни было, никакой связи здесь нет. Тем более с грядущими выборами.
Тем не менее, официальное заявление Франсуа Олланда о возвращении на родину военнослужащих (1800 из 3400 находящихся там до сих пор военных) стало важным предвыборным аргументом, который пошел вразрез со взятым на себя его предшественником Николя Саркози обязательством придерживаться графика постепенного вывода войск до 2013 года.
Такое смещение на несколько месяцев графика вывода контингента, о котором договорился с нашими союзниками по коалиции Николя Саркози, неизбежно пошатнет их стратегическую позицию: вывод в таких условиях будет осуществляться без должной подготовки.
Тем не менее, действительному уровню безопасности в Каписе еще далеко до желаемого: хотя область и значится в предпоследней фазе переходного процесса (стадия 3 - от 6 до 18 месяцев), она до сих пор остается зоной боевых действий. Хуже того, новый расклад может сыграть на руку мятежникам, которым прекрасно известны царящие во французском обществе настроения и поднятые вопросы о стратегических (и прежде всего трансатлантических) перспективах.
Как известно, Каписа и в первую очередь идущая с севера на юг области дорога (она открывает путь на север страны, к Узбекистану и Средней Азии) играет ключевую роль для периметра безопасности, который пытаются сохранить ISAF (Международные силы содействия безопасности) вокруг Кабула.
Именно поэтому американцы, которые сталкиваются с экономическим и дипломатическим противодействием со стороны Пакистана по вопросу прохождения конвоев снабжения и рассматривают дороги в Каписе и Суроби (где переходный процесс был закончен несколько недель назад) как пути выхода из страны, сделали эту область одним из основных направлений своих усилий в последние месяцы.
Сам способ проведения теракта (обвязанный взрывчаткой смертник, смешавшийся с группой местных жителей), который унес жизни четверых наших солдат и двоих афганских переводчиков (тоже самое произошло с пятью военнослужащими отряда «Лафайет» в июле 2011 года), подтверждает тот факт, что Каписа до сих пор остается пространством для маневра боевиков и точкой на пути в Кабул из Пакистана (прежде всего из племенных зон на северо-западе страны) для талибских мятежников или бойцов Хакани и Исламской партии Афганистана (в области раньше находился штаб этого движения, и она до сих пор остается одним из его главных оплотов).
Все это может навести некоторых на мысль о том, что целью пакистанской поддержки этих организаций является Франция, потому что ее воспринимают как слабое звено в коалиции, на которую давит запланированный вывод войск и необходимость начать переговоры с талибами…
Хотя мы и не признаем правоту за этим утверждением, нужно отметить, что все, что в способно укрепить позиции талибов в перспективе этих туманных переговоров и их потенциального возвращения в афганскую политику после 2014 года (когда большая часть 130 000 контингента ISAF покинет страну), необходимо принять во внимание.
Кроме того, восстание в Каписе имеет множество форм. Оно варьируется от долины к долине в зависимости от командиров, которые прошли подготовку в соседнем Пакистане. В некоторых уголках оно может показаться привнесенным извне, а в других - остаточным явлением. Это наводит на мысль о том, что мотивы (помимо борьбы с коалиционными силами и центральным правительством, которое они призваны поддержать и узаконить на местном уровне) могут быть связаны с мощными коррупционными сетями, переплетение которых с мятежниками становится все более очевидным.
Эти преступные группы провели целую серию терактов против афганских сил безопасности, которые рикошетом ударяют по охраняющим те же самые дороги французским военным. Короче говоря, если отказаться от исключительно «исламистского» восприятия восстания, нельзя не признать сложность стоящей за ним мотивации. Это особенно важно с учетом того, что мы заранее не подумали о будущей системе управления, которая является залогом стабилизации страны.
Успех переходного периода (на местном уровне все, разумеется, в первую очередь сводится к обеспечению безопасности повседневной жизни) будет обусловлен способностью гарантировать приемлемую для большинства населения смену нынешнему президенту Хамиду Карзаю, которому принятая в 2004 году Конституция не дает права баллотироваться на третий срок.
Перспектива будущих президентских (2014 или, возможно, 2013 год), парламентских (2015 год) и региональных (2015 год) выборов, по всей видимости, формирует в Афганистане новый политический пейзаж вокруг мультиэтнических коалиций. Зависит будущее и от таджикских и узбекских политиков, которые объединились под знаменем Национального фронта севера. Это движение сформировалось в январе 2012 года вокруг Ахмада Зии Масуда (бывший вице-президент Хамида Карзая и брат Ахмада Шах Масуда), узбекского лидера Абдула Рашида Достума, главы Партии исламского единства народа Хаджи Мохаммада Мохакика и бывшего начальника афганских разведслужб Амруллы Салеха. То же самое касается и коалиции «Надежды и перемены», которую создал в мае 2011 года бывший министр иностранных дел Абдулла Абдулла (потерпел неудачу на выборах в 2009 году).
В целом же обстановка Кабуле свидетельствует о том, что выход из кризиса будет зависеть от передачи эстафеты не только от НАТО к афганским властям, но и от международного сообщества к региональным державам. Лидеры этих стран недавно встретились в Китае на саммите Шанхайской организации сотрудничества, а сегодня их представители прибудут в Кабул на конференцию «Сердце Азии», которая подтверждает тот факт, что Афганистан пытается найти свое место в процессе региональной интеграции в Средней Азии.
Его соседи обязательно подкрепят этот интерес, предложив ему по примеру Индии продолжить подготовку вооруженных сил, которую в настоящий момент обеспечивают силы НАТО. Китай и Россия также с интересом рассматривают возможности для поставок оружия афганским силам безопасности, которые к 2017 году будут расширены до 230 000 человек.
Наши афганские друзья абсолютно правы, когда говорят нам, что мы можем «ошибиться дверью», если должным образом не подготовим следующий за выводом солдат период, то есть процесс трансформации страны, которая откроется с 2014 года и к 2025 году будет испытывать острую потребность в экономическом прогнозировании (Франции еще давно нужно было этим заняться по примеру наших немецких или итальянских друзей).
Добиться всего этого нынешними методами явно не выйдет: активность французских предприятий остается низкой (ни одно из них не работает в Каписе или Суроби, хотя Франция вложила туда более 30 миллионов евро через свой «Полюс стабильности»), а результаты глобального подхода, в котором перспективы стабилизации смешиваются с гражданскими и военными акциями, тоже оставляют желать много лучшего. Франция занимает лишь 21 место среди кредиторов Афганистана и 24 место по объемам вкладов, хотя и обладает четвертым по величине в стране военным контингентом (3500 солдат)!
Слишком ранний вывод войск без успешной подготовки пространства для эффективного управления и выхода из кризиса будет означать, что мы попросту лишимся права голоса в Афганистане завтрашнего дня.