БОЛЛИВУД – На киностудии в этом пригороде Мумбаи мужчины в неоновых брюках цвета «зеленый вырвиглаз», в блестящих рубашках и оранжевых майках в сеточку энергично вихляют бедрами в такт рвущейся из динамиков песни. Потом, повернувшись к камере спиной, они опускают брюки и демонстрируют трусы-боксеры. На одних подштанниках – цвета ядовито-розовой жвачки – прямо на пятой точке намалеван портрет улетной красотки.
Это – фрагмент из недавно вышедшей на экраны картины «Мы – супер-крутые» («We Are Super Kool»). Комедия для взрослых, последний фильм от режиссера Экты Капур (Ekta Kapoor). За последние несколько лет эта 37-летняя особа успела попробовать себя в разных качествах. Начинала она как королева транслируемых в дневное время индийских консервативных мыльных опер. Здесь ее самым ярким хитом была затяжная сага под названием «Свекровь тоже когда-то была невесткой» («Mother-in-Law Was Once a Daughter-in-Law, Too»). В конце своих исканий она стала продюсером и снимает весьма нетрадиционные фильмы.
В ее экспериментах на большом экране много голых тел и секса, и они резко отличаются от болливудских традиционных фильмов, снятых по шаблону «только-песни-и-танцы-и-никаких-поцелуев», которые на протяжении многих лет пользовались огромным успехом массовой публики.
Госпожа Капур, кинематографический послужной список которой еще два года назад насчитывал несколько традиционных дешевых поделок, теперь на вершине успеха, отчасти благодаря тем значительным переменам, которые происходят в индийском кинематографе.
По сведениям консалтинговой компании KPMG, Болливуд, или индийский эквивалент Голливуда, расположенный в городе Мумбаи, ежегодно продает кинопродукцию на общую сумму 2 миллиарда долларов, что составляет 20% от производительности знаменитого американского конкурента. Поточное производство позволяет ежегодно снимать около 170 фильмов на языке хинди и дублировать на хинди еще около 90 фильмов, снятых на местных языках и диалектах. По словам Комала Нахата (Komal Nahata), аналитика из Мумбаи, изучающего вопросы сбыта, окупаются только 20% фильмов.
Однако появились и новые кинематографические жанры, в том числе фильмы ужасов, гангстерские боевики, фильмы для взрослых от 17 лет (хотя по количеству похабных сцен его почти можно сравнить с фильмом «Секс в большом городе») и комедии для взрослых. Такое расширение ассортимента позволило увеличить зрительскую аудиторию и построить мультиплексные кинотеатры, развернуть продажу фильмов на DVD, получить прокатные права в системе спутникового телевидения, а также завоевать жаждущую разнообразия молодежную аудиторию.
Большинство из этих фильмов относятся к малобюджетным, и в них снимаются молодые никому не известные актеры. Их стоимость составляет примерно от 350 тысяч до 4,5 миллиона долларов, что гораздо меньше, чем средняя стоимость типичного массового фильма, выпускаемого в Болливуде, съемки которого обходятся в 15 миллионов долларов. Но в целом, по словам г-на Нахата, они приносят в среднем на 50-300% больше прибыли, чем все фильмы Болливуда (за исключением самых кассовых). И г-жа Капур считает, что именно эти набирающие популярность жанры и станут источником основных доходов.
«Я хочу пойти в театр и посмотреть там то, чего я не увижу по телевизору», - сказала она в интервью.
Один из первых принятых в штыки проектов г-жи Капур был фильм 2010 года «Любовь, секс и предательство» («Love, Sex and Betrayal»).
В прошлом году г-жа Капур сняла фильм, сюжет которого в общих чертах основан на биографии индийской эротической, а точнее, порноактрисы Силк Смитха (Silk Smitha). Фильм под названием «Непристойная картинка» («The Dirty Picture») в 2011 году занял место среди 10 самых кассовых фильмов, собрал восторженные отзывы и массу поклонников.
Для съемок нового фильма ужасов г-жа Капур подписала контракт с Санни Леоне (Sunny Leone), канадской порноактрисой индийского происхождения.
«Для меня это совсем другой вид деятельности и возможность снимать кино без участия (знаменитых) актеров, - говорит Капур, - поэтому мы и подписали контракт с Санни Леоне. Конечно же, ее не назовешь звездой первой величины. Хотя в скандальных фильмах она крупная звезда. И еще хочу предупредить, не стоит ждать от этого фильма чего-то заумного, фильм не будет интеллектуальным».
По словам госпожи Капур, она старается выбрать нечто среднее между недорогими и прибыльными фильмами, в которых время от времени будут использоваться элементы художественного эксперимента. Ее цель – не ввязываться в конкурентную борьбу.
«На телевидении она какое-то время была главным божеством», - рассказывает Самир Наир (Sameer Nair), бывший редактор-составитель программ передач на индийской телестудии Star TV (владельцем студии Star TV является News Corp., ей также принадлежит «The Wall Street Journal»). «Но кинобизнес - это совсем другое. Здесь много хороших людей, которые снимают хорошие фильмы».
Госпожа Капур родилась в известной семье. Ее отец, Джитендра Капур (Jeetendra Kapoor) – актер и в 70-80 годы был любимцем индийского кинематографа. Свое первое телешоу г-жа Капур выпустила в возрасте 19 лет. С тех пор она создала одну из крупнейших в Индии телекомпаний – Balaji Telefilms Ltd., ежегодный доход которой по состоянию на 31 марта составлял 30 миллионов долларов по сравнению с 9 миллионами долларов десять лет назад.
Слово «Баладжи», использованное в названии компании, означает имя индуистского божества, в которое верит г-жа Капур. Офис компании расположен в пригороде Мумбаи, примерно в восьми милях от киногородка Film City, где походят съемки большинства фильмов. Здания компании огорожены каменными стенами, на территории стоит храм, а на стенах внутри помещений развешены изображения божества.
Перед принятием важных решений семья советуется с несколькими священниками – в Индии это в порядке вещей – в том числе и по таким вопросам, как подписание контракта, выпуск программы или съемка фильма.
В этом году госпожа Капур планирует снять шесть фильмов, а в следующем – восемь, что гораздо больше, чем средняя цифра по стране – 3 фильма.
По ее словам, она работает над созданием фильмотеки, вроде банка данных, чтобы в будущем получать от этого доходы.
«Каждые семь лет мы продаем фильмы спутниковым каналам и за границу. Всем каналам нужны фильмы», - говорит она.
Она разделила контент на две категории: фильмы для взрослых и мыльные оперы для семейного просмотра. Фильмы выходят под новым логотипом «Alt».
Милан Лутрия (Milan Luthria), отвечавший за режиссуру фильма «Непристойная картинка», шутит: «С этими семейными мыльными операми и фильмами для взрослых она просто разрывается надвое - прямо как Джекилл и Хайд».