Tuesday, December 4, 2007; Page A20
Воскресные выборы в Государственную Думу закончились с предсказуемым результатом - поддерживаемая Кремлем партия "Единая Россия" одержала легкую победу. Они также продемонстрировали всю фальшивость заявлений президента Владимира Путина о том, что Россия является членом клуба западных демократических государств.
Несмотря на то, что власть за последние годы стала гораздо более централизованной, чем ранее, состоявшееся в воскресенье голосование отбросило страну еще дальше назад. Личный политический инструмент г-на Путина, партия "Единая Россия", поддержанная административным государственным аппаратом, прошлась катком по своим разобщенным и дезорганизованным соперникам. Оппозиционные партии были в истинно советском стиле названы прислужниками "врагов" с Запада. В ходе избирательной кампания любой, кто мог встать на пути г-на Путина, подвергался жестокому давлению. После самих выборов появились сообщения о мошенничестве, злоупотреблениях, лишних бюллетенях и других нарушениях. В Чечне партия президента получила 99,36 процента голосов, при этом явка избирателей составила 99,5 процента. Рамзан Кадыров, который правит республикой жесткой рукой и которого все боятся, назвал эти результаты "нормальными". Если на этих выборах и были какие-нибудь сюрпризы, так это то, что в общенациональном масштабе "Единая Россия" смогла получить лишь 64,1 процента голосов.
Союзники и сторонники г-на Путина нередко признавали наличие недостатков в российской политике, называя их побочными результатами "управляемой демократии", которая, как подразумевается, перерастет в более зрелую систему. На самом деле, как четко показали воскресные выборы, махинации Кремля являются дымовой завесой, скрывающей отход от принципов демократии в направлении неосоветской автократии, жестко контролируемой г-ном Путиным. Общеизвестно, что президент России пользуется широкой поддержкой населения, главным образом благодаря вызванному высокими ценами на нефть экономическому буму, который способствовал росту уровня жизни и заставил страну почувствовать, что она возрождается. Но его нежелание позволить избирательной кампании протекать без вмешательства и контроля Кремля свидетельствует о его неуважении к демократии - и о неуверенности в своей популярности.
В связи с этими выборами появляются два насущных вопроса. Один из них заключается в том, какую политическую роль будет в будущем играть г-н Путин, утверждающий, что победа его партии является для него "моральным" основанием для сохранения власти в том или ином качестве после того, как в следующем году истечет его второй и последний, согласно конституции, президентский срок. В условиях, когда Кремль контролирует две трети мест в Государственной Думе, он сможет изменить конституцию таким образом, чтобы удовлетворить амбиции г-на Путина. Подобное положение дел усиливает опасения относительно отхода Москвы от демократии и плюрализма.
Второй вопрос - о том, какую роль будет играть России в западных организациях? Г-н Путин, постоянно критикующий Запад, впервые не допустил европейских наблюдателей на выборы, а в качестве финального аккорда своей кампании подписал закон о приостановлении членства России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, которым регулируется размещение вооруженных сил России и НАТО на континенте. Сейчас, после этих запятнанных выборов, западные лидеры должны пересмотреть роль России в "большой восьмерке" и других демократических организациях, к идеалам и принципам которых Москва относится с таким очевидным презрением.
____________________________________________________________
Несмотря на обиды и даже параноидные реакции, с Путиным можно иметь дело ("The Times", Великобритания)
Победа Путина может стать как благословением, так и проклятьем ("The Financial Times", Великобритания)