Нынешний энергетический кризис в Венесуэле является прямым результатом политики разрушения, запущенной десять лет тому назад.
Нефтяную отрасль разрушили, уволив 20 000 наиболее опытных работников по политическим мотивам в 2002 году, что повлекло за собой сокращение объёмов производства в компании Petróleos de Venezuela (Pdvsa) до одной трети от того, что она должна была бы добывать сегодня.
Развитие гидроэнергетики нарушили, прекратив по политическим соображениям строительство гидроэлектростанций, которые к настоящему моменту вырабатывали бы 9.000 мегаватт-часов электроэнергии. Это явилось причиной нынешних перебоев в электроснабжении.
Даже не рассматривалась возможность развития солнечной энергетики, которая помогла бы искоренить бедность и создать поступательно развивающуюся экономику, поскольку главной задачей было удерживать в состоянии нищеты большинство населения и сделать его зависимым от государства, которое контролирует его политические взгляды.
"От бедности к процветанию" так называется новая книга экономистов Арнольда Клинга (Arnold Kling) и Ника Шульца (Nick Schulz), в которой объясняются происходящие события. Такие стратегические союзники как Россия, Сирия, Иран, Северная Корея, Белоруссия, Зимбабве, Куба и Венесуэла придерживаются стратегии, разрушающей их национальные активы, которые могли были бы создавать богатство. Все они думают, что экономика - это игра с нулевой суммой, где выигравший забирает все деньги проигравшего, и что этого надо избежать любой ценой.
В результате они оказались вне мировой системы создания общественного богатства и влачат нищенское существование. С другой стороны, Китай, Индия и Бразилия приняли правила глобализации, которые предусматривают выигрыш при любых обстоятельствах, что не замедлило вылиться в невиданный экономический рост, сокращение бедности и рост оптимистических настроений в обществе.
Часть проблемы
Положение усугубляется тем, что венесуэльская оппозиция тоже представляет из себя проблему. Запуганная государственной властью или не видящая очевидного для Венесуэлы решения, она не выдвинула никакой альтернативы. Так что более половины избирателей принадлежат к потерявшей всякую надежду группе, которая не желает голосовать ни за кого.
В шестидесятые годы прошлого века Венесуэла имела все шансы стать первой латиноамериканской страной в рядах процветающих демократических государств с рыночной экономикой. Сегодня всё указывает на то, что она вот-вот превратится в самое богатое несостоявшееся государство на Земле. И ей придётся испытать на себе все последствия этого.