За последние десять лет российское присутствие в Латинской Америке усилилось. Но, в отличие от прошлых лет, сейчас речь идёт о завоевании новых рынков, а не об идеологическом наступлении. Рынок вооружения – один из них, хотя и не главный, как сказал в интервью газете «Кларин» (Clarín) Александр Догадин, недавно назначенный в Аргентину в качестве посла.
- Первое место занимают наши нефтяные проекты, они гораздо важнее военно-технического сотрудничества Наши нефтяные компании Лукойл и Роснефть развернули весьма активную деятельность в Латинской Америке, - заявил кадровый дипломатический работник, который прекрасно знает особенности континента по своим предыдущим командировкам в Перу, Эквадор, Мексику и Аргентину [правда, тогда он занимал не столь высокую должность].
- Наш нынешний подход отличается прагматизмом –продолжает Догадин-. Нам нужны рынки и поддержка для продвижения наших инициатив на международной арене. И в этом смысле мы весьма заинтересованы в Латинской Америке и странах Карибского моря. Какой бы маленькой ни была страна, она обладает своим голосом в ООН.
- Есть ли перемены в политике?
- Мы отдаём себе отчёт в том, что в 90-е годы совершили ошибку, выбрав в качестве приоритета развитие отношений с США и западными странами. Это положительных результатов нам не дало.
- Почему в новой российской военной доктрине НАТО указывается в качестве основного противника?
- Мы считаем, что опасен не блок сам по себе, а то что он взял на себя полномочия выполнять военные функции мирового масштаба. Россия рассматривает это как нарушение международного права. Мы не согласны с тем, что НАТО заменит ООН или возьмёт на себя её функции. И, разумеется, мы не приветствуем размещение военных баз НАТО в Грузии и странах Восточной Европы.
- США объявили о создании своей военной в Румынии.
- Хочу сказать очень важную вещь: НАТО не выполнила своего обещания. Когда Советский Союз выводил свои войска из Восточной Европы, они пообещали, что не воспользуются этим обстоятельством для расширения блока. А что произошло на самом деле, мы все знаем.
- Какую позицию занимает Россия по вопросу Ирана и его ядерной программы?
- Наша позиция заключается в том, что перед тем, как применять силовые методы, необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении политические и дипломатические способы. Наши иранские партнёры ценят эту позицию.
- А что касается планов в отношении Латинской Америки?
- Расширять и углублять наши прекрасные взаимоотношения, развивать торговое взаимодействие, которое достигло 16 миллиардов долларов. Рекордная цифра объёма торговых операций с Аргентиной была достигнута в 2008 году и составила 2 миллиарда долларов. Мы надеемся побить и этот рекорд на благо наших стран.