Учитывая то, что данная колонка задумана как промежуточное звено между ученым миром и общественностью, я подготовил ряд статей, в которых содержатся наиболее значимые отрывки из интервью, которое я взял у профессора Иоганна Гальтунга (Johan Galtung). Итак, предлагаем вниманию наших читателей первую часть.
Для известных обществоведов профессор Иоганн Гальтунг является одним из крупнейших мировых авторитетов в вопросах сохранения мира и разрешения конфликтов. Вдумчивый читатель найдет в этом интервью размышления на тему укрепления мира и демократии в Латинской Америке в обстановке изменения структуры мировой власти и создания независимых межправительственных организаций в Латинской Америке. Очевидно, что мир меняется, и мы, латиноамериканцы, должны пристально следить за этими изменениями с тем, чтобы творчески участвовать в этом процессе.
В предлагаемом вниманию читателей отрывке рассматриваются вопросы, связанные с развитием структурных аспектов Латинской Америки за последние четыре десятилетия; некоторые альтернативные пути поступательного развития человеческой личности; положение Латинской Америки относительно структуры мировой власти; рекомендации по углублению научно-технического прогресса; участие Латинской Америки в невидимых властных структурах – межправительственных организациях и международных неправительственных организациях; приоритетные меры, направленные на охрану окружающей среды; дальнейшая модернизация государства; препятствия на пути укрепления представительной демократии; способы укрепления мира с помощью государственных институтов на основе социальной справедливости; размышления по поводу общественных движений; использование многокультурности в интересах углубления демократии; столкновение с современными фундаменталистами и догматиками; ключевые элементы для укрепления аппарата президента; качества, которыми должны обладать политические лидеры демократического толка для осуществления власти; меры, которые они должны с этой целью предпринимать; проблемы наркоторговли. Предлагаю читателям детально изучить все ответы и соотнести их. Я склоняюсь к тому, что в этих ответах можно найти реальные пути укрепления мира и демократии в Латинской Америке.
Эрнандо Роа Суарес: Как Вы оцениваете развитие Латинской Америки и Колумбии за последние 40 лет?
Иоганн Гальтунг: Мы находимся в Боготе, и меня в руках две газеты: El Tiempo и Nuevo Siglo. Заголовок статьи, опубликованной в El Tiempo, гласит: 63% населения не имеют достойной работы. Заголовок статьи, опубликованной в Nuevo Siglo, гласит о том, что президент Сантос сообщает о росте числа терактов. Разумеется, между двумя этими сообщениям существует взаимосвязь, но она не столь явная. Мне представляется, что Колумбия вступила в весьма негативную фазу: насилие возведено в ранг государственной политики, и я не чувствую воли изменить это положение вещей. Резня между враждующими группировками превратилась в обыденное явление, с которым необходимо покончить.
Я впервые посетил Колумбию в 1963 году; я побывал там около 10 раз и с грустью наблюдаю, как насилие возводится в ранг государственной политики, как наращивают свою деятельность «эскадроны смерти», связанные с правительственными кругами. Это, конечно, не Афганистан, где сплошная тьма, но при этом есть и немного света. Колумбию ожидает непростое будущее.
Если задуматься о проблеме мира, понимаемого как отсутствие войн между государствами, то уместно вспомнить мой опыт участия в качестве посредника в конфликте между Эквадором и Перу. По моему мнению, этот конфликт был разрешен достаточно легко. Идея создания в Андах зоны, находящейся под юрисдикцией двух государств, оказалась жизнеспособной. С точки зрения установления мира между государствами Латинская Америка достигла определенных успехов. Конфликты существуют, но они могут быть разрешены. Но с точки зрения борьбы с насилием перед нами все еще стоят серьезные проблемы. И необходимо найти пути их решения. Что-то в этом смысле делается в Венесуэле и Боливии, там есть какие-то подвижки. В Колумбии я особых сдвигов не вижу. Какие-то позитивные шаги предприняты, но для углубления демократии и укрепления мира с помощью государственных институтов потребуются гораздо более серьезные усилия.
- Исходя из Ваших размышлений и исследований, какие альтернативные пути Вы могли бы предложить для поступательного развития человеческой личности в Латинской Америке?
- Стремиться использовать все лучшее, что создано на Кубе, в Венесуэле, Аргентине, Эквадоре и Бразилии. Есть и известные личности, имена, но меня в первую очередь интересует политика.
Одним из важных элементов является уменьшение влияния США, усиление контроля за ситуацией. В Латинской Америке по ряду вопросов сильно переусердствовали. Например, на Кубе. Держать рынок под контролем, конечно же, нужно. Но при этом не следует, скажем, устанавливать мелочный контроль за покупкой и продажей кофе. Разумеется, надо держать под контролем крупных землевладельцев, но не до полного перечня того, что будет производиться и продаваться. И все же с исторической точки зрения на Кубе сделали нечто весьма важное: бросили вызов американскому империализму, который для меня является реальностью и сейчас доживает свои последние годы. Хочу заметить, что мужество и выдержка кубинцев являются исключительно следствием экономических санкций, которым они были подвергнуты. Они утверждают, что из-за этих санкций они не смогли осуществить индустриализацию свей страны. Но при этом у нас есть ресурс, который мы можем использовать: это людской ресурс. В дополнение хочу обратить внимание на то, что сделали в Аргентине: провели девальвацию и тем самым покончили с задолженностью. Кредиторам предложили на выбор: 10% или ничего. Что вы выберете?. Это идеальное решение, но оно единственное.
Если говорить о Венесуэле, то Чавес говорит много, слишком много. Ему бы лучше говорить поменьше. Он предпринимает важные шаги, которые вселяют надежду в беднейшие слои населения. Он также наделил крестьян землей и домами. В стране работает большое количество кубинских врачей, в первую очередь офтальмологов.
У меня много информации по Боливии. Весьма важно, как мне кажется, поднять социальный статус индейского населения и престиж тех, кто возделывает землю.
То что говорят, иногда звучит как прописные истины, но это немаловажные истины. То же самое можно сказать по инициативам и конкретным шагам эквадорского президента Корреа (Correa).