Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подростки мало читают, а для учебы больше используют интернет

Они получают доступ к информации сомнительного содержания. Согласно мировым оценкам, аргентинцы в среднем читают меньше книг, но больше других пользуются интернетом

© РИА НовостиБлоговая активность россиян
Блоговая активность россиян
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Взрослые используют интернет для получения сведений, работы и даже для того, чтобы поставить самим себе диагноз, а подростки при выполнении домашних заданий все меньше обращаются к книгам и все больше используют интернет. Они имеют обыкновение заходить на первые выскочившие в поисковых системах сайты, прочитать лишь первую часть текста и скопировать вслепую остальное, доверяя всему без разбора.

 

В то время как мы, взрослые, используем интернет для получения сведений, работы и даже для того, чтобы поставить самим себе диагноз, подростки при выполнении домашних заданий все меньше обращаются к книгам и все больше используют интернет. Доказательством тому является то, что после выхода в свет в течение 244 лет, Британская энциклопедия перестала печататься на бумаге. Теперь ее выпускают исключительно в электронном виде. Однако, как указывают специалисты, проблема интернета при выполнении домашних заданий состоит в том, что многие школьники копируют и вставляют тексты, не читая их, останавливаются на первых сайтах, которые предлагают поисковые системы и доверяют сомнительным страницам.

 

Исследование, проведенное международной консалтинговой компанией GfK среди 37 тысяч подростков из 25 стран, показало следующее: в Аргентине 42% подростков в возрасте от 15 до 19 лет читают книги, в то время средний показатель от Мексики до Бразилии составляет 46%, а в целом по миру (Европа и Азия) - 57%. При этом интерес местной молодежи к электронике, интернету и компьютерам выше, чем в других странах, причем как для развлечения, так и приготовления домашних заданий. Когда был задан вопрос, касающийся использования интернета для приготовления домашних заданий, выяснилось, что многие пользуются информацией с таких сайтов, как Rincón del Vago (Уголок лентяя), Wikipedia, Yahoo Answers y Taringa. На этих сайтах информацию может разместить любой пользователь, однако, несмотря на это, ученики, как правило, считают ее достоверной. Кроме того, они имеют обыкновение заходить на первые выскочившие в поисковых системах сайты, прочитать лишь первую часть текста и скопировать вслепую остальное.

 

«Многие ребята считают, что все, что есть в интернете, можно скопировать и использовать дословно, не делая ссылок. Они используют функцию «копировать» и «вставить», выдавая себя за авторов текста. Проблема состоит не только в плагиате, но также и в отрицательных последствиях для развития их аналитического мышления», считает Роксана Мордухович (Roxana Morduchowicz), автор книги «Подростки и социальные сети». 

 

Карина Сапаг (Karina Sapag), преподающая информатику в Университете Ла Плата (La Plata) и в средних школах, говорит следующее: «Часто я задаю им вопрос, а они, вместо того, чтобы попытаться ответить на него самим, просто пересылают вопрос в Yahoo Answers и выбирают ответ, за который проголосовало наибольшее число пользователей. Другие, когда копируют, удаляют абзацы целиком, чтобы текст не был слишком длинным и не было видно, что они скопировали. И таким образом получаются совершенно непоследовательные и бессвязные работы. Потом они размещают свои практические задания. Когда я даю это же задание следующей группе учащихся, они их оттуда скачивают и сдают мне. Вот такой получается замкнутый круг.

 

Нильда Паласиос (Nilda Palacios), специалист в области мультимедийных средств, считает: «До наступления эры интернета существовал критерий достоверности информации: если она публиковалась в книге, словаре или энциклопедии, значит, ей можно доверять. Сегодня учащиеся располагают иными ресурсами, и эти критерии уже не годятся. Как узнать, чему можно доверять, а чему нет? Поиск определяет задание преподавателя». Вот как это комментирует Сандра Сиглер (Sandra Ziegler), научный сотрудник отдела образования Латиноамериканского факультета общественных наук (FLACSO): «Если задание состоит в поиске информации по определенной теме, то, по всей видимости, они просто введут ключевые слова в поисковую систему Google и, даже не прочитав, просто скопируют. Однако если им предложить проанализировать данные и сопоставить различные источники, то копирование просто-напросто теряет смысл». 

 

То, что подростки не читают книг, утверждение достаточно спорное. По мнению Сапаг, «они читают очень мало книг. Более того, если я даю им задание что-либо прочитать, они пытаются отыскать в интернете адаптированную версию или смотрят экранизации. Иногда этот ускоренный способ приготовления задания находит поддержку у родителей, которые хотят, чтобы их дети сделали задание побыстрее». Паласиос, со своей стороны, считает, что «они стали читать не меньше, а просто читают другое, предпочитая более развлекательные и поверхностные книги, в силу чего я отнюдь не уверена, что они получают глубокие знания».

 

Зиглер не считает, что интернет вытеснит книги: «Я не разделяю ностальгическое утверждение о том, что «раньше читали больше». Просто сегодня мы имеем большое разнообразие источников и огромный поток информации. И перед преподавателями стоит задача не запрещать и наказывать, а научить отбирать и оценивать степень достоверности этих источников». Мордухович рассуждает в том же направлении: «Речь не идет о том, чтобы выбирать между книгами, газетами, журналами, телевидением, кино и интернетом. Для увеличения культурного багажа подростков необходимо, чтобы они имели доступ к самым различным носителям культуры. Пусть они излагают своими словами то, что находят в интернете, пусть проверяют это и оценивают достоверность источников, пусть делают свои собственные выводы. Только таким образом потенциал интернета сможет быть использован не только для выполнения домашних заданий, но и для развития в подростках привычки к размышлениям и критическому восприятию получаемой информации».