Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Латиноамериканцам предлагают на выбор, по меньшей мере, три концепции, принципиально несовместимые друг с другом. Одна, классическая, которую можно было бы назвать концепцией обновления, преследует цель закрепить послекризисную модель американского континента со всеми ее новыми отличительными чертами. То есть - заменить связи со странами Атлантики на развитие отношений с государствами перспективного Тихоокеанско-Азиатского региона и использовать китайский опыт в качестве экономической платформы модернизации.

Среди статей, посвященных приближающемуся празднованию 200-летия конституции Испании в Кадисе, особое внимание привлекает работа Мигеля Анхеля Кортеса (Miguel Ángel Cortés) и Хавьера Рейеса Матеуса (Xavier Reyes Matheus) под названием «Это был вопрос свободы» (Era cuestión de ser libres), в которой проводятся интересные параллели между политической эволюцией испаноговорящего мира по обе стороны Атлантического океана. Сегодня не только Латинская Америка, но также и Испания пытаются вновь найти свое место в мире.

Политический либерализм стремился утвердиться на Иберийском полуострове и бывших колониях Испании и Португалии в течение XIX - XX веков, и можно с полным основанием утверждать, что этот процесс, полный драматизма диктаторского правления, еще не подошел к своему концу. Латинская Америка пытается определить, к чему она больше тяготеет: к популизму или революциям, которые один из ее главных героев уже окрестил боливарианскими. А тем временем, стремление Каталонии к выходу из состава Испании представляет собой не только желание создать независимое государство, но и заявку на переустройство испанского государства.

Единственное, в чем, наверное, согласны все те, кто юридически считаются испанцами, это сохранение Футбольной лиги.

А латиноамериканцам предлагают на выбор, по меньшей мере, три концепции, принципиально несовместимые друг с другом. Одна, классическая, которую можно было бы назвать концепцией обновления, преследует цель закрепить послекризисную модель американского континента со всеми ее новыми отличительными чертами. То есть - заменить связи со странами Атлантики на развитие отношений с государствами перспективного Тихоокеанско-Азиатского региона и использовать китайский опыт в качестве экономической платформы модернизации. Колумбия, Мексика, Перу и Чили являются главными проводниками этой концепции, одновременно являющейся новаторской и консервативной в основополагающих отношениях между Европой и Латинской Америкой.

Второй блок стран выступает за то, что можно было бы назвать политикой инноваций, хотя его приверженцы предпочитают значительно более категоричный термин: революция. Это так называемые боливарианцы – Венесуэла, Боливия, Эквадор и Никарагуа - находящиеся под туманным покровительством Гаваны. В своем стремлении построить «социализм XXI века», не искореняя при этом послушного либерал-капитализма, они, похоже, стремятся навязать то, что аргентинский политолог Хуан Хосе Себрели (Juan José Sebreli) назвал в упомянутом произведении «экзотической идеей, которая характеризует их самих».

Инструментом, с помощью которого будет построен этот социализм, является «совещательная демократия», с помощью которой венесуэльский президент Уго Чавес надеется сосредоточить в своих руках всю полноту власти, не демонтируя при этом таких институтов демократической власти как политические партии, выборы и свободу слова в определенных пределах. Что-то типа авторитарного правительства, которое, якобы, поддерживают избиратели.

И, наконец, самая настоящая революция, о которой говорит боливийский президент Эво Моралес. Она заключается в возвеличивании роли индейских масс.

Если консервативный испанский государственный деятель Антонио Кановас дель Кастильо (Antonio Cánovas del Castillo), как об этом говорится в той же статье, сказал, что «политика – это искусство применять на практике ту часть идеала, которую позволяют обстоятельства», то боливарианский президент Чавес стремится создать любой ценой эти обстоятельства, а боливийский – уничтожить те, которые могут этому помешать.

Испано-европейское наследие с некоторыми изменениями сохранялось при обновлении. Оно не исчезло, несмотря на значительные перекосы периода инновационного правления Чавеса. Но в случае революции над ним нависает угроза полного уничтожения.

Книга представляет собой обращение к читателям, памфлет в жанре политической литературы, прославление политического и экономического либерализма. Она выступает в защиту испанского евроцентризма, противостоящего всякому мульткультурализму и стремящегося в итоге способствовать торжеству либеральных идей по обе сторону Атлантического океана. Решающим моментом станут президентские выборы 7 октября в Венесуэле, на которых концепция обновления Энрике Каприлеса (Henrique Capriles) будет противостоять инновационному курсу Уго Чавеса. А нынешняя экономическая катастрофа Европы должна быть как-то связана с безудержным неолиберализмом. Действие рождает противодействие. Этот закон физики сотрясает весь испаноязычный мир.