Что общего имеют евразийские энергетические трубопроводы с военными проектами Соединенных Штатов? После того, как они были предложены, они уже не хотят умирать – они начинают жить своей собственной жизнью и преследуют нас, пока кто-то ни вонзит острый кол в их сердце. А к этому времени позиция фигур на шахматной доске полностью меняется, что заставляет всех подстраиваться под новый набор правил.
Именно так, судя по всему, обстоит дело с предложенным строительством газопровода Nabucco – транспортной системы протяженностью 2 100 миль, призванной диверсифицировать энергетические поставки и сократить зависимость от России. Сжиженный природный газ в больших количествах сейчас подвозится к европейским берегам; по другим, более дешевым трубопроводам газ из Баку может перекачиваться на континент; и сама Россия, осознавая масштабные изменения на глобальном энергетическом рынке, переместила игровое поле примерно на 4 500 миль на восток в сторону Китая. Однако несгибаемые сторонники Nabucco, включая Соединенные Штаты, не могут отказаться от воспоминаний по поводу триумфальных «шампанских дней» при открытии нефтепровода Баку-Джейхан и его победы над Россией.
Сегодня в Стамбуле специальный посланник государственного департамента США по евразийской энергетической политике Ричард Морнингстар (Richard Morningstar) должным образом соблюдал все необходимые церемонии, уместные для проведения заупокойной службы и исполнения реквиема по поводу Nabucco. Он предположил, не говоря об этом открыто, что этот трубопровод имеет шанс быть построенным только в том случае, если до марта произойдет маловероятное сочетание событий: в Ираке будет сформировано новое правительство, которое сможет заключить с Курдистаном соглашение о разделе в энергетической сфере, и таким образом курдский газ получит возможность пойти на север. Это такой набор условий, который очень напоминает лист из бухгалтерской книги Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) с данными о цене войны. Морнингстар уже открыто размахивал заостренным колом, однако был не готов вбить его. «Nabucco – это лучший вариант для нового европейского трубопровода», заявил Морнингстар, обращаясь к аудитории, «и именно поэтому важно сделать все возможное для того, чтобы найти дополнительные доступные источники газа в Ираке, а также в других местах».
Другие сторонники Nabucco вели такого же рода разговоры, о чем свидетельствует опубликованные Bloomberg материалы Андра Тиму (Andra Timu) и Эркана Эрсоя (Ercan Ersoy). Когда вы находитесь в иностранном государстве, не говорите на местном языке и хотите оценить любую из существующих опасностей, то полезным может оказаться изучение того, чем занято местное население. Взгляните, к примеру, на Россию: как сообщает в сегодняшнем номере газеты Wall Street Journal Джейкоб Гронхольт-Педерсон (Jacob Gronholt-Pederson), Москва делает все для того, чтобы добиться заключения крупного соглашения по поставкам природного газа в Китай. Их споры относительно цены, судя по всему, подходят к концу, поскольку Китай, похоже, готов ликвидировать разрыв за счет предоставления Газпрому огромного многомиллиардного кредита вместо более высокой цены на газ.
Или возьмите туркменов и эпизод, который произошел на прошлой неделе в нью-йоркской гостинице Plaza Hotel во время ежегодного заседания Генеральной Ассамблеи ООН, о чем мне рассказало одно присутствовавшее на этом мероприятии официальное лицо. Морнингстар был приглашен в президентский номер люкс для встречи с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым. Помощники Бердымухаммедова хорошо подготовились к этой встрече, украсив шикарное помещение туркменскими коврами. Тема встречи была традиционной, и Вашингтон выразил свое желание, чтобы этот среднеазиатский лидер взял на себя обязательство отправлять часть своих громадных запасов природного газа через трубопровод Nabucco.
Однако у Бердымухаммедова были другие идеи на уме, и он говорил почти исключительно о транспортировке газа на юг через Афганистан и далее в Пакистан. Он сказал, что он и лидеры этих соседних стран достигли принципиального соглашения по этому вопросу и попросил помощи США в реализации этого проекта. Лично я считаю афганский маршрут – возрождение неудачной попытки компании Unocal, предпринятой в 1990-х годах – безрассудным. Что касается Бердымухаммедова, то он считает его менее безрассудным, чем Nabucco.