Узбекистан – достаточно закрытое государство. Поэтому часто бывает трудно понять, что там происходит. С момента провозглашения независимости страной правит авторитарный лидер Ислам Каримов. Но он стареет, и в последнее время все громче слышны разговоры о вероятной смене власти без четкого понимания: что дальше?
Режим И.Каримова является типичной политической системой одного человека, судьба которой неопределенна в случае ухода цементирующего ее руководителя. В такой ситуации особую важность приобретает поиск надежного преемника. Это не легко, поскольку во время своего правления «король» старается «зачистить» политическую арену так, чтобы на ней не было ни одного потенциального конкурента. Поэтому, когда приходит время выбирать «наследника», выбор крайне ограничен, и приходится действовать медленно и осторожно.
Соответственно, президентская инициатива по проведению политической реформы, озвученная И.Каримовым на заседании парламента 12 ноября 2010 г., есть нечто большее, чем пропагандистская игра в демократию. Суть предлагаемых конституционных изменений заключается в следующем: партия, получившая большинство мест в нижней палате парламента получает право внесения на рассмотрение президента кандидатуры премьер-министра; кроме того, парламент сможет выразить недоверие правительству, если за это проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов обеих его палат, и президент в таком случае не сможет воспротивиться воле законодательного органа страны. Таким образом, Узбекистан формально должен превратиться в полу-президентскую республику с двумя центрами силы: ответственным за внешнюю и оборонную политику президентом и курирующим социально-экономические вопросы премьер-министром.
Еще одно предложение И.Каримова касается процедуры передачи президентских полномочий в случае недееспособности главы государства. До этого в.и.о. президента из своих рядов должен был избирать парламент на совместном заседании нижней и верхней палат. Он же был ответственен за организацию досрочных президентских выборов. Теперь же полномочия главы государства перейдут в руки председателя Сената, и в течение трех месяцев должны будут состояться внеочередные президентские выборы.
Обобщая, можно предположить, что в Узбекистане создается институциональная основа для операции «Преемник» с несколькими вариантами ее проведения. Первый: преемником станет премьер-министр. Ни для кого не секрет, что партийной конкуренции в Узбекистане фактически нет. Партий несколько, но все они поддерживают президента, который решает, кто должен возглавлять правительство страны. Сегодня главой кабинета министров является Ш. Мирзияев, и существует мнение, что именно он сменит И. Каримова на президентском посту. Однако есть аналитики, которые сильно сомневаются в его способности управлять Узбекистаном.
Кроме того, далеко не факт, что И.Каримов, уйдя с должности, сможет управлять страной посредством подконтрольного парламента и премьера. Существует большая опасность того, что когда элиты поймут, что президент больше не рулевой, может начаться острая борьба за власть, которая грозит большой нестабильностью не только Узбекистану, но и всему центрально-азиатскому региону. Поэтому И.Каримов, вероятно, примет решение править, пока будет позволять здоровье, но затем инициатива может перейти в руки не главы правительства, а председателя верхней палаты парламента И.Собирова. Пока он не считается серьезной политической фигурой, но в течение трех месяцев многое может измениться.
Во всей этой истории одним из наиболее важных факторов станет позиция силовых структур. Во многом именно от их слова (поддержки) будут зависеть перспективы того или иного претендента на пост нового хозяина Узбекистана. Наиболее влиятельна в данном случае даже не армия, а Служба национальной безопасности (СНБ) во главе с Р.Иноятовым. До андижанских событий у него имелся серьезный конкурент в лице министра внутренних дел З.Алматова. Однако после Андижана последний был отстранен от должности. Тогда Р.Иноятов пытался усадить на место главы МВД своего человека, но И.Каримов поступил иначе, справедливо опасаясь сосредоточения контроля над силовыми структурами в одних руках.
Одно время высказывалось мнение, что место отца может занять его дочь Гюльнара. В Узбекистане она является одиозной фигурой, но ее президентские перспективы крайне сомнительны. Во-первых, ее как «эффективного менеджера» (посредника) не примут кланы. Во-вторых, она, пользуясь своим положением, успела много кому насолить. В-третьих, она женщина, что на Востоке несовместимо с высшей властью. И.Каримов все это прекрасно понимает, и основная его цель в данном случае заключается в том, чтобы обезопасить себя и свою семью от расправы после того, как станет окончательно ясно, что он уходит.
Подводя итоги, можно констатировать, что истинные мотивы инициированной И.Каримовым реформы прояснятся позднее. Некоторые эксперты полагают, что это всего лишь хитроумная попытка президента «столкнуть лбами» премьера, который слишком вошел в роль главы государства, и главу Сената, вокруг которого теперь может начать формироваться отдельная группа влияния. Скорее всего, решение И.Каримова это часть (начало) большой игры, в финале которой прозвучит всем известная фраза: «Король умер - да здравствует король!». Ну а пока «король» на троне, претендентов в преемники много и никого, и ничего не ясно.