Чтобы избежать резкой и односторонней девальвации, Казахстан призвал Россию и Белоруссию к координации валютной политики этих трех стран, ранее объединившихся в Таможенный союз.
«Если мы движемся к созданию общего с Россией и Белоруссией экономического пространства, то нам нужно сформировать внятную единую политику в отношении национальных валют», − заявил в интервью журналистам во вторник в Алматы Григорий Марченко, управляющий Центральным банком Казахстана. В течение последних 16 лет эта страна в Центральной Азии была вынуждена дважды ослаблять тенге «не по внутренним причинам, но в результате острой девальвации в соседних странах».
Три бывшие советские республики в июле объединились в Таможенный союз и планируют к следующему году сформировать общую экономическую зону. Введение единой валюты стало бы «логически вытекающим следующим этапом» после создания общего рынка, отметил в прошлом году Игорь Шувалов, первый заместитель премьер-министра России.
Белоруссия сегодня сняла ограничения на формирование курса белорусского рубля на межбанковском рынке – в попытке воспрепятствовать расходу национального резерва иностранной валюты. По словам Барбары Нестор (Barbara Nestor), лондонского стратега по развивающимся рынкам банка Commerzbank, это решение «эквивалентно девальвации». Бывшей советской республике, в которой в январе 2009 года национальная валюта обесценилась на 1/5, теперь может потребоваться принизить стоимость своего рубля на внушительные 30% − так 11 апреля прокомментировал ситуацию Герберт Степик (Herbert Stepic), председатель правления Raiffeisen Bank International.
Этим комментариям вторит в своем интервью от 15 апреля и Герман Греф, председатель Сбербанка – крупнейшего российского кредитора. Еще ранее Греф предсказывал, что «правительство не сможет избежать девальвации».
«Все достаточно сложно»
По словам Марченко, Таможенный союз будет стараться отсрочить шаги по синхронизации валютной политики до того момента, пока Белоруссия не «решит достаточно сложную ситуацию, создавшуюся в стране».
Партнеры по союзу договорились вместе двигаться к валютной интеграции, сказал он. Согласно Марченко, Национальный банк Казахстана обесценил тенге на 63% в 1999 году и на 25% в 2009-м.
Пытаясь справиться с 35% девальвацией рубля к доллару, к январю 2009 года Центральный банк России потерял за шесть месяцев больше 200 миллиардов долларов – то есть примерно треть своего резерва. В 1998 году в результате дефолта внутренний долг оценивался в 40 миллиардов долларов, и правительство произвело девальвацию рубля.
Марченко также призвал остальных участников Таможенного союза координировать свои фискальные программы, чтобы избежать развития ситуации по примеру Европы, чтобы не возникало несоответствий между принятыми в государстве финансовыми програмами и разными подходами к расходованию средств в странах валютного союза.