Страх перед саранчой преследует крестьян еще с библейских времен и усиливается, когда сельскохозяйственные рынки не так уж обильны, а продуктовые цены растут. В такие времена последнее, что требуется, это нашествие насекомых-грабителей, которые сжирают растения до корней.
Ситуация настолько серьезна, что Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) начала войну по борьбе с саранчой на фоне заявлений, что мировой рост цен на продовольствие сильнее всего сказался на странах Средней Азии и Кавказа и может привести к росту социального и политического напряжения, сравнимого с тем, что произошло на Ближнем Востоке.
Роберт Зеллик (Robert Zoellick), глава Всемирного банка, в феврале предупреждал, что увеличившиеся за прошлый год на 36% цены на продовольствие достигли опасных пределов и могут негативно сказаться на Азии.
«Средняя Азия является регионом, где цены на продовольствие заметно повысились и, учитывая порог бедности, появляется реальная возможность социальных и политических последствий», - заявил он.
Десять стран в Средней Азии и на Кавказе обратились к ФАО в этом году с просьбой оказать помощь в предотвращении возможного нашествия саранчи, которая бы усилила нынешний рост цен.
Регион, занимающий обширную территорию между Китаем и Европой, находится на традиционном миграционном пути многих видов саранчи, которые могут предоставлять угрозу для продовольственной безопасности примерно 20 миллионов человек, считает ФАО.
Согласно пятилетней программе, которая получила поддержку США в размере 1,6 миллионов долларов, ФАО должна продвигать меры по раннему оповещению и ранним ответным мерам по предотвращению разрушительного эффекта от саранчи.
Речь идет о южных областях России, а также различных районах Афганистана, Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Мигрирующие насекомые могут преодолеть в день расстояние до 100 километров, они чрезвычайно легко приспосабливаются к меняющимся погодным условиям, в том числе к тем, которые связаны с изменением климата.
«Национальные границы (этих государств) расположены в местах традиционного обитания и размножения саранчи. Поэтому когда одна страна сталкивается с нашествием саранчи, весьма высока вероятность возникновения данной проблемы, по крайней мере, в одной из соседних стран», - считает специалист ФАО по борьбе с саранчой Энни Монар.
Во времена существования Советского Союза власти жестоко боролись с нашествием саранчи путем воздушного орошения пестицидами и переработке военного вооружения для борьбы с насекомыми на земле.
Так или иначе, после распада СССР многие пахотные земли были заброшены, что способствовало росту популяции саранчи.
В Киргизии, где самые бедные 10% населения страны тратят три четверти своего дохода на еду, цены выросли на 27% в 2010 году. В Грузии цены выросли на 23%, а в Таджикистане на 14%.
Страх повторения народных волнений, которые свергли диктаторов в Северной Африке в начале года, заставил правительства стран Центральной Азии вмешаться в рыночные цены на продовольствие и контролировать их.
В Таджикистане, где авторитарный президент Эмомали Рахмон призвал граждан запасаться двухлетним запасом зерна, полиция начала располагаться в супермаркетах, чтобы удостовериться, что продавцы мяса и хлеба соблюдают введенные правительством цены.
Выступая в Астане на прошлой неделе, директор ФАО Жак Диуф предупредил, что контроль над продовольственными ценами может привести к чрезвычайному росту цен. «Такие меры могут оказать влияние на производство и распространиться на соседние страны», - заявил он. А это звучит так же опасно, как и саранча.