Лондон – Западные покупатели осуществляют давление на Узбекистан, крупнейшего производителя и экспортера хлопка, чтобы страна доказала, что перестает использовать детский труд в сборе хлопка.
Во время Международной узбекской хлопковой и текстильной ярмарки в столице страны Ташкенте ни одна западная компания ни подписала контракт на поставку узбекского хлопка, сообщила в среду компания «Узцентримпэкс», занимающаяся централизованной продажей хлопка.
Западные покупатели начали бойкотировать узбекский хлопок после заявлений правозащитных групп о том, что Узбекистан часто вовлекает детский труд в процесс сбора хлопка. Однако государственный производитель не ожидает дальнейшего снижения экспорта хлопка, так как российские и азиатские покупатели начали заменять западных клиентов достаточно быстро.
Несмотря на то, что эксперты не ожидают, что перемены направления продажи хлопка на Восток сильно повлияют на мировые цены на хлопок, бойкот Запада демонстрирует силу желания многих компаний искоренить использование детского труда в индустрии.
Заказы на поставку хлопка, составленные на ярмарке, оцениваются в 550 миллионов долларов только на этот год, что соответствует 600 тысячам метрических тонн, но продажи упали на 50 тысяч тонн по сравнению с прошлым годом.
Российские покупатели приобрели 40% узбекского хлопка, доступного во время ярмарки, а остальные 60% купили клиенты из Китая, Бангладеш, Вьетнама, Японии, ОАЭ, Ирана, Турции, Пакистана, Южной Кореи и Сингапура.
Официальный представитель узбекского правительства заявил, что закон запрещает детям до 16 лет работать. Он добавил, что даже если дети и работали в полях, их никто не заставлял, они сами принимали это решение. Он отказался предоставлять дальнейшие комментарии.
Производитель спортивной одежды Adidas AG вместе с другими 50 известными мировыми производителями одежды заявил, что подписал обещание не закупать узбекский хлопок, который собирали с помощью детского труда.
«Adidas полностью поддерживает обещание», - заявил Франк Хенке (Frank Henke), глава компании по социальным делам и вопросам окружающей среды. «Мы поддерживаем код поведения, так называемые «рабочие стандарты», много лет, и их частью является полный запрет детского труда на любом этапе работы наших поставщиков. Подписав обещание, мы еще раз подтверждаем верность нашим принципам».
Шведский производитель Hennes & Mauritz AB, также подписавший документ, заявил, что также избегает покупать хлопок у производителей, которые используют детский труд.
«Компании будут придерживаться обещания до полного уничтожения подобной практики и подтверждения данного факта Международной организацией труда», - заявила пресс-секретарь H&M Шарлотта Немлин (Charlotta Nemlin). «H&M является крупнейшим потребителем хлопка и не принимает использование детского труда».
Однако Кит Флюри (Keith Flury), ведущий аналитик лондонского банка Rabobank, предупреждает, что проследить источник хлопка в этой отрасли довольно сложно.
«Отследить волокно гораздо легче, чем хлопок-сырец, но учитывая запутанность и глобальность поставок хлопка, сделать это сложно, а также это увеличивает стоимость конечного продукта», - считает Флюри.
Узбекистан собрал 4,1 миллиона тонн хлопка в прошлом году, отправив на экспорт примерно 65% от этого количества, согласно Национальному хлопковому совету США.