The Atlantic задается вопросом, можно ли назвать операторов беспилотников героями войны. С ноября прошлого года из-за нехватки операторов ВВС США начали использовать в этом качестве не только военных, но и гражданских лиц. «Цепочка убийства», структура системы приказов, которая ведет непосредственно к ликвидации цели на земле запущенной с беспилотника ракетой, становится все более сложной, коллективной и запутанной, а зоны ответственности все более размытыми. Убивает ли тот оператор, кто своим пальцем нажимает кнопку в безопасном ангаре далеко в США, или это коллективный некто, кто принимает решение о нанесении удара? Несколько лет назад в США хотели учредить специальную медаль, чтобы награждать отличившихся эффективных операторов дронов, но под давлением других военных от этой идеи пока отказались. Героизм обычно подразумевает, что человек делает что-то с риском для своей жизни, идет на жертву, а на войне как минимум рискует получить пулю. Операторы дронов убивают джойстиком в полной безопасности. Но в последнее время все больше говорят о том, что они тоже жертвуют. Жертвуют своей психикой. Если раньше опасались, что операторы дронов воспримут убийства с воздуха как игру и станут безразличными, то теперь психологи заявляют, что именно эта безопасность, отсутствие реального риска, ноль адреналина и отдаленность от зоны боевых действий, сыграли злую шутку с операторами. Вместо безразличия их мучают угрызения совести, опустошенность, эмоциональная выжатость, подсознательное понимание организмом того, что убийство происходит без компенсирующего риска. Доходит до того, что некоторые считают, что операторы испытывают больше стресса, чем солдаты в горячих точках, и такой же уровень стресса, как и совершающие боевые вылеты пилоты. Одно из исследований ВВС США говорит о том, что более 4% операторов страдают от посттравматического стрессового расстройства. Другой аспект — «цепочка убийства» все больше полагается на машинные алгоритмы, а не на решение о запуске ракеты конкретным человеком. Не далек и тот день, когда искусственный интеллект будет сам принимать решение о нанесении ударов беспилотниками. Кого тогда награждать за героизм на поле боя? Программистов?


На эту же тему публикует большой материал и издание Slate. В своей аргументации в защиту операторов дронов автор статьи напоминает, что с изобретением пулемета, который позволял относительно безнаказанно массово уничтожать противника на расстоянии, никто уже не требовал от героев смотреть своим жертвам в глаза, как при рукопашной, но тем не менее они все равно были героями. Технологии меняют наше представление о героизме. Со временем это коснется и операторов дронов. Что касается убийств на расстоянии, то упоминается и история, когда оператор дрона после нанесения удара и длительного наблюдения на экране монитора, как жертва удара в агонии умирает на его глазах, испытал нервный срыв и в слезах звонил своей матери, чтобы найти утешение.

О китайских ударных беспилотниках мы писали уже не раз. Ударные машины CH-4 Китая сегодня работают в боевых условиях в Ираке и Нигерии, ряд стран уже рассматривает возможность закупок китайских дронов вместо американских или израильских. До недавнего времени видеосъемок CH-4 в реальном действии было не так много (все из Ирака). Но в декабре прошлого года появились кадры Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC), где видны нанесения ударов управляемыми и неуправляемыми боеприпасами с CH-4. Эти кадры вновь заставили западные СМИ говорить о том, что китайский беспилотник очень уж напоминает американский MQ-9 Reaper и что скорее всего китайцы украли технологию у США при помощи кибератак. Об этом вновь упомянул бывший директор Агентства национальной безопасности и бывший глава Кибернетического командования США генерал Александер Кит. Кроме экспортного CH-4 китайцы рассказывают и об ударном беспилотнике Gongji-1, который с 2012 года тестируется в небе над пустыней Гоби. GJ-1 также похож на MQ-9 Reaper. Еще в 2012 году успехи и скорость развития беспилотных систем вызывали большие опасения у Пентагона. В США называли стремление Китая занять рынок и небеса своими беспилотными машинами тревожным звоночком. Сегодня, три года спустя, китайские ударные машины начинают потихоньку вытеснять американцев с рынка.




Отстающая от Китая в этом вопросе Европа также не оставляет попытки создать свой современный ударный беспилотник. Германия должна стать лидером проекта, в который, скорее всего, будут вовлечены Франция, Испания и Италия. Машина должна появиться в 2025 году. Стоимость проекта по приблизительным расчетам составит около одного миллиарда евро. А только на предварительное изучение проекта страны потратят в течение двух лет около 50 миллионов евро. Такими темпами за Китаем европейцам не угнаться и рынок военных ударных беспилотников будет поделен без них. А пока немцы покупают израильские Heron TP, которые могут использоваться и как ударные дроны, а французы получают дополнительные американские MQ-9 Reaper.

И напоследок — из малозаметных, но любопытных новостей в мире военных беспилотников. Стало известно, что представитель посольства США в Эфиопии сообщил, что США по обоюдному согласию сторон (американской и эфиопской) закрыли свою базу ударных беспилотников в стране, так как в ней больше нет оперативной необходимости. По неофициальным данным, база существовала в 450 километрах от Аддис-Абебы с 2011 года и с нее наносились удары по боевикам Аш-Шабаб в Сомали. США официально не признавали до этого наличие такой базы в Эфиопии, поэтому откровения в посольстве вызывают некоторое удивление.