Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские подлодки не имеют равных

© РИА Новости Игорь Руссак / Перейти в фотобанкЦеремония подъема Военно-морского флага на борту подводной лодки «Ростов-на-Дону»
Церемония подъема Военно-морского флага на борту подводной лодки «Ростов-на-Дону»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главная роль в реализации российских «арктических амбиций» отводится флоту, особенно — подводным лодкам, которые относятся к Северной флотилии и секретному Главному управлению глубоководных исследований. Нет практически никакой конкретной информации об этой организации, однако из неофициальных источников известно, что ГУГИ располагает специальными подводными лодками для больших глубин.

Несмотря на то, что трудности в российском судостроении остаются, российский флот выходит из многолетней стагнации. На вооружение принимаются в основном новые подводные лодки, и эксперты стран НАТО утверждают, что активность российских подлодок практически такая же, какой была во времена холодной войны. Это касается, прежде всего, Северного Ледовитого океана и cеверной Атлантики, что тесно связано с тем фактом, что Россия рассматривает Арктику как одну из приоритетных зон своих интересов.

Но так делает не одна она, и в последние годы на явное расширение флотилии для действий на морозном севере идут и другие страны, которые связывают с этим регионом свои интересы. Прежде всего это США, Канада, Норвегия и Дания (под ее юрисдикцией находится автономная Гренландия). Главная причина в том, что север становится все менее морозным. И хотя не прекращаются дискуссии о причине и интенсивности климатических изменений, бесспорно то, что климат Арктики заметно меняется, и это сказывается на потенциале региона в сфере экономики и безопасности.

Существуют прогнозы, согласно которым уже через 20 лет льды вокруг Северного полюса могут растаять настолько, что станет возможным непрерывное судоходство. Кстати, количество судов, проплывающих по так называемому Северному морскому пути (у российского побережья), постоянно увеличивается. Растет значение и Северо-западной трассы, которая ведет вдоль побережья Канады. Кроме того, в арктическом регионе обнаружены огромные месторождения полезных ископаемых (вероятно, до 20% всех мировых запасов нефти и газа), и благодаря таянию льдов их добыча все больше упрощается и дешевеет, становясь, таким образом, более привлекательной.

Активизация экономической деятельности в Арктике закономерно приводит к тому, что она обретает все большее значение в сфере безопасности. Помимо наращивания разведочных и спасательных мощностей, которые зачастую относятся к компетенции вооруженных сил, можно наблюдать и расширение непосредственно военных флотилий, приспособленных к сложным условиям Арктики. Звучат также тревожные прогнозы о том, что Арктика станет зоной будущего вооруженного конфликта.

Несомненно то, что споры вокруг холодного Севера только обостряются. Наиболее настойчиво свои права предъявляет Россия, которая утверждает, что так называемый хребет Ломоносова (на дне Северного Ледовитого океана) является частью ее континентального шельфа. Такие же претензии высказывают Канада и Дания, однако ясно, что для России этот вопрос значительно важнее, по крайней мере с точки зрения престижа, потому что речь идет, помимо прочего, о подтверждении статуса России как мировой державы, которая умеет отстоять свои требования в проблемном, но потенциально выгодном регионе.

В последние годы действия российских вооруженных сил дают достаточно оснований для того, чтобы считать, что Россия уже видит Арктику «своей». РФ систематически создает военные мощности, которые можно использовать для обеспечения безопасности ее действий в Арктике и для контроля над этим регионом. В качестве примера можно привести так называемые арктические бригады — элитные воинские подразделения, снабженные, в частности, специальными внедорожниками для передвижения в условиях вечного снега и льда.

Но главная роль в реализации российских «арктических амбиций» отводится флоту, особенно — подводным лодкам, которые относятся к Северной флотилии и секретному Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ). Нет практически никакой конкретной информации об этой организации, однако из неофициальных источников известно, что ГУГИ располагает специальными подводными лодками для больших глубин, которые, разумеется, также представляют собой средства с большим военным потенциалом. 


По всей видимости, сейчас у россиян есть шесть малых глубоководных атомных подлодок трех разных классов («Кашалот», «Нельма» и «Лошарик»). Кроме того, эксплуатируется или строится несколько крупных атомных подводных лодок, которые выступают в роли своего рода «материнских судов» для малых глубоководных субмарин, либо для автономных необитаемых аппаратов серии «Клавесин». Сегодня ни у одного государства в мире нет флотилии подводных лодок для глубоководных операций, которая была бы сравнима с российской. Напрашивается вопрос, для чего, собственно, эта дорогостоящая «коллекция» нужна россиянам.

Один из возможных ответов подсказывают сообщения, которые появились в прошлом году в нескольких российских СМИ. Согласно им Россия хочет создать систему мониторинга подводной активности в Арктике. Система с характерным кодовым названием «Шельф» будет состоять из акустических сенсоров, находящихся на дне, гидроакустических буев, станций на побережье и спутников в космосе. Получившийся комплекс должен фиксировать передвижения подлодок потенциального противника, то есть, вероятнее всего, стран НАТО.

Упомянутые глубоководные подлодки, в свою очередь, будут использоваться для скрытого размещения и обслуживания отдельных элементов системы «Шельф». Ведь их тоже кто-то должен снабжать энергией. И здесь, скорее всего, дойдет очередь до очередной новинки российской промышленности — компактной Атомной турбогенераторной установки (АТГУ), которая вмещается в цилиндрическую капсулу длиной 14 метров и диаметром восемь метров. АТГУ работает полностью автономно, и одна такая установка может производить до шести мегаватт электричества.

Разумеется, возможны и некоторые другие варианты использования российских глубоководных подлодок, которые могут погружаться на глубину до 1000 метров. Например, они могут служить для шпионажа или для размещения специальных футляров, которые способны автоматически или по приказу пускать торпеду. Иногда российские глубоководные подлодки также связывают с системой вооружения «Статус-6», то есть гигантской торпедой с атомным реактором и огромной ядерной боевой частью (до сих пор неизвестно, существует ли это грозное оружие на самом деле, или это лишь пропагандистский блеф Кремля).

Так или иначе, но в штабах командующих флотами и на заседаниях комитетов в парламентах стран-членов НАТО уже звучат призывы к адекватному ответу. Надводные и подводные флотилии большинства стран альянса подверглись значительным сокращениям, так что от них остались лишь тени тех сил, которые имелись во времена холодной войны. Американцы снова начинают укреплять свои флотилии, прежде всего из-за амбиций Китая, но с растущей обеспокоенностью США взирают и на претензии России на Севере.

Чрезвычайно эффективным средством для обнаружения и уничтожения подводных лодок могут стать патрульные самолеты, но и в этом направлении страны НАТО, к сожалению, пока не сильны. Кстати, активизация российских подлодок в области Прибалтики и в Северной Атлантике закономерно приводит к более частому использованию таких самолетов, что, в частности, сказалось на программе Дня НАТО в прошлом году. Там должны были продемонстрировать норвежский противолодочный самолет P-3 «Орион», но все планы перечеркнула необходимость его немедленного использования. Возможно, демонстрация удастся в этом году: ожидаются немецкий и норвежский самолеты.

Однако проверенные «Орионы» устаревают, поэтому европейские государства НАТО начинают подыскивать новый патрульный самолет. В связи с этим поддержку находит план, согласно которому страны-члены разработают и будут эксплуатировать подобный самолет (вероятно, на базе одной из моделей марки Boeing или Airbus) совместно. Но новый натовский самолет может встретиться в воздухе с самолетом, который станет результатом попыток России создать преемника своего устаревающего Ила-38, а он в целом подобен «Ориону».

Так или иначе, развитие подводных лодок и противолодочных средств подтверждает, что страны, которые заинтересованы в Арктике, относятся к безопасности в этом регионе серьезно. Так неужели действительно в Арктике могут начаться новые «гонки вооружений» или какой-нибудь военный конфликт? Все прогнозы «арктической войны», которые появлялись в начале текущего десятилетия, отметались как преувеличения, поскольку в Арктике превалировал — даже в эру холодной войны, — скорее, кооперативный стиль взаимодействия, но с тех пор ситуация изменилась.

Сегодня отношения Запада и России по ряду причин крайне напряженные. Дело не только в материальных выгодах и интересах, но и в символическом статусе державы и престиже. Сегодня, несмотря на некоторые трудности, мощь России растет, и это находит свое отражение и в претензиях в арктическом регионе, который Кремль хотел бы сделать своим «задним двором». Вряд ли это найдет понимание у стран НАТО, поэтому стоит ожидать, что и в Арктике соперничество будет только обостряться, хотя ни одна из сторон явно не заинтересована в эскалации напряженности до уровня, когда в ход уже идет оружие.