Продажи оружия американских компаний в 2015 году сокращались пятый год подряд, в то время, как продажи европейского оружия резко возросли.

Но, несмотря на это падение, по данным Стокгольмского международного института исследования мира, американские компании по-прежнему доминируют на мировом рынке оружия, продав в 2015 году продукцию на 209,7 миллиарда долларов. Согласно документам института, это на 3% меньше, чем в 2014 году, но это все еще 56% от общего объема рынка.

Данные показывают, что европейские и азиатские производители оружия постепенно отбирают долю США на рынке вооружений.

Причина сокращения продаж обусловлена правительственными ограничениями на размер трат. «Все еще существуют ограничения на военные расходы, и, хотя деньги есть, они не расходуются на оборонные контракты», — говорит Ауде Флорант (Aude Fleurant), директор Программы военных расходов и оружия в институте.


Продажи российского оружия в 2015 году выросли на 6,2%, после двух быстрых скачков на 28% в 2014 году и на 20% в 2013 году. Россия активно инвестирует в модернизации своих военных способностей. Президент России Владимир Путин планирует потратить еще 20 триллионов рублей (700 млрд долларов) к 2025 году на покупку оборудования.

Сейчас на долю России приходится 8,1% продаж в мире.

Продажи европейских компаний тоже растут. В 2014 году французские оружейные компании увеличили продажи на 13% благодаря крупным контрактам с Египтом и Катаром, в то время, как продажи германских компаний выросли на 7,4%.

Флорант говорит, что продажи оружия в Европе в ближайшие годы, скорее всего, будут расти, из-за напряженности в отношениях с Россией. «На данный момент это отражается в увеличении проектов бюджетов, но в будущем последует и рост продаж», — сказала она.

Даже у британских компаний был отмечен умеренный рост в размере 2,8% в 2015 году после падения в 2014.

100 крупнейших мировых производителей оружия и компаний, предоставляющих военные услуги, продали оружия на 370,7 млрд долларов в 2015 году, примерно столько же, сколько в прошлом году, согласно данным Стокгольмского международного института исследования мира.

Другие страны тоже начинают выходить на рынок оружия. Объем продаж продукции южнокорейских компаний подскочили почти на 32% в 2015 году, благодаря многим заказам армии Южной Кореи.

«Этот рост стал результатом 50-летних усилий по развитию южнокорейской военной промышленности для снижения зависимости от внешних поставщиков», — сказала Флорант.

В 2015 году продажи оружия в Турции и в Индии выросли на 10%, благодаря большим заказам от своих же вооруженных сил. Обе страны считают себя под угрозой, Турции из-за близости к Сирии, а Индия — из-за конфликта с Пакистаном.

Институт не включил в свой доклад сведения по китайским компаниям из-за нехватки информации о военной промышленности Китая.

Военные расходы Китая выросли более чем в пять раз в реальном исчислении в период с 2000 по 2015 год, и страна активно старается развивать свою военную промышленность. Вдобавок, оружейный экспорт Китая последовательно увеличивался в минувшие десять лет.