Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин демонстрирует свой неуклюжий авианосец

© AFP 2016 / Alexey Panov / ITAR-TASSРоссийский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я уже писал о том, что целью участия России в сирийской войне является не только поддержка режима Асада. Президент Владимир Путин также стремится продемонстрировать военную мощь своей страны, чтобы повысить статус России как возрождающейся державы и показать новую военную технику потенциальным иностранным покупателям. И до недавнего времени все шло хорошо.

Я уже писал о том, что целью участия России в сирийской войне является не только поддержка режима Асада. Президент Владимир Путин также стремится продемонстрировать военную мощь своей страны, чтобы повысить статус России как возрождающейся державы и показать новую военную технику потенциальным иностранным покупателям.

До недавнего времени все шло хорошо. Российские самолеты наземного базирования успешно совершали боевые вылеты. Военные корабли в Каспийском море наносили удары крылатыми ракетами по целям на севере Сирии. Один из новых российских танков Т-90 почти не пострадал после того, как в него попала американская ракета TOW.

Однако, когда Путин решил отправить единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море, он совершил серьезную ошибку. Во-первых, с военной точки зрения, в этом не было никакой необходимости: этот авианосец был создан для того, чтобы защищать внутренние воды, а не для проведения атак, и, поскольку на его борту может находиться всего 15 самолетов, он неспособен существенно увеличить мощь воздушных операций российских самолетов наземного базирования.

Во-вторых, этот корабль выглядит довольно неуклюжим. Он медленно перемещается, оставляя после себя клубы черного дыма, в сопровождении кораблей, готовых в любой момент взять его на буксир из-за постоянных поломок. Носовая часть авианосца, приспособленная для «трамплинного взлета», в технологическом смысле оказалась неудачной: поскольку на палубе нет катапульты, которая есть на американских авианосцах, самолетам требуется дополнительная площадка для того, чтобы не рухнуть в океан.


Этот авианосец, стоящий на вооружении с середины 1980-х годов, когда он был частью советского флота (и назывался поочередно «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси»), совершил всего несколько развертываний, и все они были не дальше Средиземного моря. Как сообщают СМИ, проблемы с замерзшими трубами привели к тому, что на 2-тысячный экипаж авианосца осталось всего 25 уборных. В 2012 году он сломался в Бискайском заливе, и его пришлось буксировать за тысячи миль в Мурманск. 2009 год стал для авианосца особенно неудачным: он стал виновником разлива сотен тонн нефти у берегов Ирландии, а у берегов Турции на нем начался пожар, в результате которого погиб один член экипажа.

Теперь «проклятие Кузнецова» снова настигло этот авианосец. Как сообщает сайт The Aviationist, в субботу, 3 декабря, возвращавшийся с боевого задания Су-33 упал в воду из-за обрыва троса аэрофинишера, который должен помогать самолетам сбрасывать скорость при приземлении. Еще один подобный инцидент произошел в ноябре, когда крушение потерпел МиГ-29. (В обоих случаях пилотам удалось катапультироваться.)

Возможно, российский флот предвидел возникновение подобных проблем. По данным военной информационной службы IHS Janes, россияне в течение нескольких недель перемещали самолеты с авианосца на один из аэродромов в Сирии.

Даже если бы не было всех этих фиаско, Россия вряд ли сможет найти покупателей для своего «Адмирала Кузнецова», если она решит его продать — как она сделала с авианосцем «Адмирал Горшков», который в 2004 году она продала Индии за 2,35 миллиарда долларов, и как сделала Украина с корпусом «Варяга», который достался Китаю в конце 1990-х годов. В обоих случаях покупатели не раз говорили о своих сожалениях в связи со своими приобретениями.

Китайцы потратили сотни миллионов долларов на починку и новые технологии для корабля, который теперь называется «Ляонин» и который все равно оказался практически непригодным для выполнения боевых миссий и используется в основном в целях обучения. Доставка индийского корабля, который теперь носит название «Викрамадитья», откладывалась в течение нескольких лет отчасти из-за того, что семь из восьми его паровых котлов отказали во время мореходных испытаний. Его ввели в строй в 2013 году, и сейчас он патрулирует Индийский океан, хотя индийское правительство пришло к выводу, что новые легкие самолеты Tejas не смогут совершать посадку на достаточно маленькой палубе авианосца.

Россия продолжает демонстрировать в Сирии новое впечатляющее оружие — последним примером стали сложные ракетные зенитные системы С-400, которые она развернула на своей базе в Тартусе. Это, несомненно, поможет России увеличить экспорт своего оружия, объемы которого в прошлом году достигли рекордных 15 миллиардов долларов. Но если только цель России не заключалась в том, чтобы продемонстрировать эффективность своих катапультируемых сидений и буксиров, «Адмиралу Кузнецову» следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России.