Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему они падают: названа главная причина аварий с истребителями «Кузнецова»

© Министерство обороны РФ / Перейти в фотобанкИстребитель Су-33 перед взлетом с палубы крейсера «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии
Истребитель Су-33 перед взлетом с палубы крейсера «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Причина аварий истребителей Воздушно-космических сил России при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов» — отсутствие элементарной подготовки летного состава и материальной базы; в ВКС РФ наберется не более двух десятков опытных пилотов, способных взлетать с авианосца. Об этом «Обозревателю» рассказал эксперт по вопросам авиации Влад Любин.

Причина аварий истребителей Воздушно-космических сил России при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов» — отсутствие элементарной подготовки летного состава и материальной базы; в ВКС РФ наберется не более двух десятков опытных пилотов, способных взлетать с авианосца.

Об этом «Обозревателю» рассказал эксперт по вопросам авиации Влад Любин.

По его словам, массу проблем имеет как сам «флагман российского флота», авианосец «Адмирал Кузнецов», так и его летный состав.

Эксперт пояснил, что палубная авиация отличается от обычной крайне сложными условиями для взлета и посадки, прежде всего, из-за «крошечного, по обычным меркам, аэродрома» — «максимальный размер полетной палубы современного авианосца составляет примерно 300 метров в длину и 30 в ширину». Поскольку «обычные методы взлета и посадки при таком ограниченном пространстве не годятся», используется комплекс специальных приспособлений«.


Например, при взлете, «чтобы летательный аппарат успел быстро набрать нужную скорость», «на большинстве авианесущих кораблей имеется специальная катапульта, которая, резко толкая самолет, всего за каких-то 30-40 метров придает ему нужную взлетную скорость», — пояснил Любин. «В последние десятилетия некоторые конструкторы авианосцев заменили катапульты трамплином в носовой части корабля, сделав ставку на тягу двигателей современных самолетов — именно такой трамплин есть на «Кузнецове», — добавил он.

Эксперт подчеркнул: «Посадка на авианосец является одним из самых сложных элементов летного мастерства». По его словам, «на подготовку пилота, например, американской палубной авиации уходят годы тренировок и миллионы долларов». Любин пояснил, почему сесть на палубу корабля — по-настоящему сложно: «Скорость касания палубы истребителем в среднем составляет около 200 км/час, то есть палубы длиной даже в 300 метров для обычного торможения не хватит. Поэтому на всех авианосцах применяется система торможения с помощью натянутых поперек палубы нейлоновых тросов. Самолет перед посадкой выпускает специальный крюк, именуемый на флоте „гак“. Задача пилота — подвести самолет к палубе на минимальной скорости и поймать крюком один из тросов. Затем включается специальная система торможения, которая быстро останавливает машину».

Исходя из этого, «полеты с авианосца требуют не только многолетней тщательной подготовки летного состава, но и безукоризненной работы всех сопутствующих систем», — сказал эксперт.

В контексте «Адмирала Кузнецова» он заметил, что «здесь все обстоит из рук вон плохо». Так, «корабль большую часть времени простаивает на ремонте. Это означает, что ни о какой отработке слаженных действий, связанных с обеспечением полетов, не может быть и речи. Авиация, а тем более морская, не прощает мелочей. Но поскольку нет походов, нет опытных специалистов, нет выходов в море — нет реальных взлетов и посадок», — пояснил Любин.

По его оценкам, сегодня во всей российской авиации «наберется не более двух десятков пилотов, способных взлетать с авианосца». «Я не случайно говорю „взлетать“. Тех, что умеют садиться — еще меньше», — добавил эксперт.

Он предположил, что аварии связаны с тем, что «командование просто выпихивает на взлет слабо подготовленных летчиков, дабы отрапортовать о выполнении боевой задачи». «А дальше как выйдет. Вот оно и выходит, что сначала один истребитель кружит над „Кузей“, который застлан дымом, до тех пор, пока не закончилось топливо. А другой при приземлении, видимо, имеет такую скорость, что никакие тросы не способны его удержать в пределах палубы. Потому что „Кузя“ во время приема самолета не может дать полный ход против ветра, чтобы подарить несчастному перепуганному пилоту минус хотя бы каких-то 40 км/час», — объяснил Любин.

«Увы, российская авианосная авиация, лишенная элементарной подготовки и материальной базы, больше напоминает брошенного в воду щенка, нежели морского волка», — сделал вывод эксперт.

Как писал «Обозреватель», 5 декабря в Сирии при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов» разбился истребитель Воздушно-космических сил России. 14 ноября в Средиземном море произошла авария с истребителем МиГ-29К при проведении тренировочных полетов во время захода на посадку на тот же авианосец.