Ресурс Intelligence Online  опубликовал материал о наемных пилотах, вероятно работающих на Эрика Принса, основателя и бывшего главы известной частной военной компании (ЧВК) Blackwater. Пилоты вылетают с базы Аль-Хадим и пилотируют самолеты AT-802. AT-802 — это сельскохозяйственный самолет начала 90-х годов, производства американской компании Air Tractor («Воздушный трактор»), созданный для распыления удобрений и ядохимикатов, но есть и модификация AT-802U от 2009 года. AT-802U — это легкий штурмовик. Используется ВВС Колумбии и ОАЭ.


Сегодня ОАЭ поддерживают генерала Халифу Хафтара. Хафтар — интересная фигура. Родился в 1943-м году, выпускник Военной академии Бенгази, проходил обучение в СССР и Египте, говорит на русском языке, участвовал в перевороте, который привел к власти Муаммара Каддафи. В 1973 году во время войны с Израилем командовал ливийскими подразделениями, оказывавшими поддержку Египту. Участвовал в чадско-ливийском конфликте и попал в плен. После этого Каддафи отрекся от Хафтара, что сильно повлияло на отношения между ними. При поддержке ЦРУ Хафтар сбежал из плена и перебрался в Заир, в Кению, и, наконец, в США. Жил там почти 20 лет, получил американское гражданство. В 2011 году Хафтар возвратился в Ливию и принял участие в войне.


После многих лет политического и военного лавирования в хаосе ливийских событий, после пережитых покушений, Хафтар в апреле 2016 года в ходе кампании по возвращению в армию бывших офицеров Каддафи стал главнокомандующим национальной армии, которую его противники, впрочем, называют очередной личной группировкой. Халифа Хафтар до недавнего времени пользовался поддержкой США, но после отказа признать созданное в марте прошлого года правительство национального согласия американские друзья к нему сильно охладели. Хафтар сегодня поддерживает парламент в Тобруке, а сам базируется в районе Бенгази и периодически ведет боевые действия как против исламистов, так и против группировок, связанных с Триполи.


Генерал бывает в Москве и ведет переговоры с Россией о поддержке и поставках вооружений, а также пользуется помощью Египта и ОАЭ.


Впервые эмиратский AT-802 был замечен на неопознанной базе в Ливии еще в июне 2015 года. В ноябре 2016 года «Революционный совет шуры Бенгази», радикальная исламистская группировка, связанная с «Аль-Каидой», опубликовала видеоролик, на котором AT-802 ОАЭ наносит удары с воздуха в поддержку сил генерала Хафтара.


Эрик Принс переехал в Абу-Даби в 2010 году, основав компанию Reflex Responses Company (R2), которая в 2011 году получила от ОАЭ контракт на создание иностранного наемного легиона, призванного заниматься контртеррористической деятельностью и обеспечением внутренней безопасности. И хотя сейчас Принс работает на китайских инвесторов, его связи с ОАЭ остаются тесными. По собственным данным ресурса War Is Boring, пилоты, бомбящие с AT-802, являются наемниками и не арабами, и в целом наемные пилоты самолетов такого рода — это обычно американцы.


Ранее Принс уже рассматривал покупку сельскохозяйственных американских самолетов Thrush 510G для австрийской компании Airborne Technologies, в которой у него 25%-я доля. Самолеты, после серьезной модификации в Австрии, с наемными пилотами должны были использоваться в Африке для разведки и огневой поддержки частных военных компаний с воздуха. Принс хотел создать воздушный флот из 100-150 таких самолетов, но дело остановилось на модификации всего двух.


В 2013 и 2015 годах, по данным The Intercept, Принс лично не раз бывал в Ливии и предлагал в том числе и услуги по использованию самолетов и наемных пилотов своей компании.


Кстати, любопытный факт, что родная сестра Эрика Принса, политик и миллиардер Элизабет «Бетси» Девос, в ноябре была названа министром образования США в администрации избранного президента Дональда Трампа.


В 2015-2016 годах много писали об американском наемном пилоте Фреде Шредере, который до контракта в Ливии шесть лет работал в Китае. Шредер пилотировал Mirage по контракту с катарской компанией и базировался под Бенгази.


Кроме возможных пилотов из компаний Принса, в небе Ливии летает множество других наемников. ВВС мятежников Libya Dawn Air Force (LDAF) обращалась в поисках наемных пилотов к украинским и иорданским компаниям, в июне 2016 года погиб португальский наемный пилот Mirage F1ED.


Пилоты молдавской Sky Prim Air со связями с компанией Oscar Jet из ОАЭ летают на транспортных самолетах в интересах правительства в Тобруке, в декабре в Рас-Лануф был замечен наемный пилот компании Cargo Air Company, которая как минимум занимается перевозкой грузов и людей в Ливии.


В 2016 году ресурс Middle East Eye опубликовал несколько материалов, в которых утверждает, что именно ВВС ОАЭ совершают боевые вылеты над Ливией, а в перехваченных ведущихся в том числе и на английском языке переговорах пилотов в небе Ливии помимо британского и американского акцентов слышны еще и французский и итальянский акценты.


После активных переговоров генерала Хафтара с Россией и визита на авианосец «Адмирал Кузнецов» у зарубежных комментаторов возникает вопрос, насколько скоро и будет ли услышана и русская речь в небе над Ливией.