Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Исповедь молдавского националиста

Что касается осуждаемого вами моего «молдовенизма», отвечу вам четко и ясно: Я против раздачи моей молдавской Родины! Я люблю свою родную Молдавии, а не придуманную вами «Бессарабию». Как и все мои предки, я молдаванин, а вовсе не «бессарабец».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заранее предвижу, что, читая эти строки, даже некоторые мои добрые друзья (а о недругах и говорить не приходится), могут случайно принять меня за поборника воинствующей румынофобии. Да, я считаю, что мы – молдаване и румыны - крона одного и того же дерева, у нас общие корни. Но при этом я всегда исхожу из того, что мы все-таки разные его ветви.

Заранее предвижу, что, читая эти строки, даже некоторые мои добрые друзья (а о недругах и говорить не приходится), могут случайно принять меня за поборника воинствующей румынофобии.

Вынужден разочаровать вас, уважаемые господа. Я урожденный  молдаванин, сын своих молдавских родителей, а потому никак не могу быть врагом  наших румынских братьев, живущих за пограничным Прутом. Я их уважаю и искренне люблю, у меня даже друг - нанаш живет в Васлуе.

Ничего не имею я и против румынского языка. Более того,  хочу напомнить, что 31-го августа 1989 года, будучи депутатом Верховного Совета МССР, я вполне сознательно проголосовал и за латиницу, и за государственный язык.

Но, при всем этом, я решительно против того, как говорят сегодня в Молдавии «на румынском». Меня просто коробит, когда я слышу, как даже наши местные «патентованные румынофилы» разговаривают между собой на примитивном, грубо искаженном румынском языке.

Да, я считаю, что мы – молдаване и румыны - крона одного и того же дерева, у нас общие корни. Но при этом я всегда исхожу из того, что мы все-таки разные его ветви.

Да, у нас – молдаван и румын – много общих духовных ценностей и проявлений одной и той же культуры, но это, как ни крути, все-таки в значительной степени разные ее ценности и проявления.

На первый взгляд, мы – молдаване и румыны - почти одинаковые, если говорить об этом лишь в общем и целом, но при этом мы все же весьма разные в частном. Мы составные части огромного романского мира, но, вместе с тем, все-таки разные его части.

Если пристально рассмотреть под аналитическим микроскопом и честно и объективно оценить теорию и практику унионизма, то за всяким его проявлением можно без труда увидеть не только общее молдавско-румынское «братство по крови», не только общую духовность, но и, что весьма немаловажно, молдавско-румынскую финансово-экономическую составляющую.

Вся эта нынешняя «молдавско-румынская политэкономия» преспокойно существует и процветает уже два десятилетия и никем не осуждается. Авось, никто не заметит! Авось, никто не поймет!  А если и заметит, и поймет, то «политкорректно» промолчит, не станет об этом говорить вслух. 

Нынешний молдавский политический класс упорно продолжает закрывать глаза на реальное положение вещей и изо всех сил цепляется за искусственно созданную иллюзию некой  «отлаженности», «уравновешенности»  и даже «стабильности» нашей государственной независимости.

Такой, откровенно ущербный, менталитет молдавского политического класса убедительно свидетельствует только об одном: наши записные «государственники» у власти (а их, кстати, из года в год становится все меньше и меньше) расписываются сегодня в своей полной никчемности и профнепригодности.

Попробуйте в общих чертах нарисовать портрет нынешних лидеров молдавской нации и государственности, высокопоставленных молдавских чиновников, прочно засевших во многих министерствах и ведомствах страны, и у вас непременно получится откровенный молдавофоб в маскировочной обертке «патриота».

Да, в служебном кабинете любого из таких «патриотов» непременно есть молдавский государственный флаг и портрет Великого молдавского господаря Штефана чел Маре. Но не обольщайтесь! Это еще ни о чем не говорит. Это так, на всякий случай. Для политической маскировки.

Они, эти мнимые «патриоты», давно уже предали и своих молдавских предков, и заветы самого Воеводы молдавского Штефана чел Маре.

У них сегодня совсем другие интересы, кумиры и ориентиры. Но их час  еще не пробил, их время еще не наступило, а потому они пока затаились, помалкивают, осторожничают, выжидая наиболее удобного момента для  свершения своей «великой мечты об унире».

Такие, насквозь фальшивые, «патриоты» у власти в Молдавии, щедро оплаченные молдавскими налогоплательщиками, даже не помышляют о том, как практически созидать и крепить делами независимое и суверенное Молдавское государство.

Они проводят время в бесконечных пустых дебатах, бесплодно протирают штаны в высоких властных креслах, сладострастно мечтая лишь о скорейшем «растворении» независимой государственности Молдавии в цепких объятиях «запрутских братьев».

Как сказал однажды о подобной псевдопатриотической публике первый президент нашей страны Мирча Снегур, для них даже само слово молдаванин – «как соль в глаза».

Иначе говоря, за двадцать лет государственности Республики Молдова у нас появилась хорошо оплачиваемая политическая и государственная работа - «Родину не любить». А заодно не любить и весь молдавский народ.

Давно уже пора всем нам отказаться от иллюзий и честно признать, что без щедрой денежной «прикормки» из-за Прута унионизм в Молдавии был бы просто невозможен.

Снедаемые горячей любовью к дармовым подачкам из Бухареста, тщательно маскируемой пафосными речами о светлых идеалах высокой духовности, о защите «подлинной национальной истории», шустрые, как голодные тараканы, псевдопатриоты и истеричные глашатаи «румынского единства» грудью прокладывают себе сегодня дорогу во все властные и научные структуры Молдавии.

Еще с советских времен я лично хорошо знаю многих нынешних горячих «румынофилов», этих бывших «негласных помощников КГБ», склочников, шептунов и доносчиков, скрывавшихся под благообразными масками «советских ученых», преподавателей истории КПСС и научного коммунизма, которые сегодня, ради хорошей пенсии и различных материальных льгот и привилегий, очень легко, непринужденно, не испытывая ни малейших угрызений совести,  отрешились от своей молдавской идентичности, от своих молдавских предков, став вдруг «бессарабскими румынами», пламенными унионистами.

Скажу честно, мне невыносимо мерзко и противно, меня буквально тошнит, когда некоторые из этих неуважаемых мною людей начинают вдруг приставать ко мне сегодня с пошлыми упреками в моей «нелюбви к румынским братьям», задают мне каверзные вопросы о том, чем, дескать, меня «обидела матушка-Румыния»?

Я могу в ответ всем им сказать только одно: Господа! Румынию и румынский народ я всегда уважал и уважаю сегодня, но свою Родину – Молдавию, свой родной молдавский народ я люблю. Люблю потому, что это именно моя Родина, это мой народ, а я его малая часть.

Конечно, у нас – румын и молдаван - один язык, все мы, по большому счету, можем считаться братьями и сестрами. Но история наших народов распорядилась таким образом, что молдавские и румынские братья и сестры, повзрослев, построили свои собственные государственные дома, живут сегодня отдельно, имея свои собственные семейные заботы.

Молдаване свой дом – Молдавское государство - построили намного раньше (еще в 1359 году), наши румынские братья и сестры - на 500 лет позже (только в 1859 году).

Это факт, это историческая реальность, которая всем известна и которую никто не может опровергнуть. Поэтому я хочу, чтобы мы – молдаване и румыны -  жили и дальше в своих собственных государственных домах, оставаясь добрыми соседями, не ссорились друг с другом, вели себя по отношению друг к другу именно как братья и сестры.

Каждый из нас должен возделывать свое собственное поле, растить свой собственный хлеб, жить своим собственным умом, оставаться со своим собственным народом и помнить предупреждение древнего римского философа, который считал, что только мы сами, а вовсе не звезды, делаем себя рабами.

Разве можно только за то, что мы хотим свободно и независимо жить в своем собственном молдавском доме, клеить на нас ярлыки «румынофобов» и сторонников «примитивного молдовенизма»? Это совсем уж не по-христиански, господа бывшие преподаватели истории КПСС и научного коммунизма.

Что касается осуждаемого вами моего «молдовенизма», отвечу вам четко и ясно:  Я против раздачи моей молдавской Родины! Я люблю свою родную Молдавию, а не придуманную вами «Бессарабию». Как и все мои предки, я молдаванин, а вовсе не «бессарабец».

Только вчера мы, молдаване, избавились от снисходительного покровительства и опеки со стороны «старшего брата» на Востоке. Поэтому сегодня я не могу согласиться с тем, что  кто-то на Западе, за Прутом, называющий себя нашим «старшим братом», вновь рассматривает нас, молдаван, как несмышленых «братьев второго сорта»,  которых надо непременно наставить на путь истинный, чтобы половчее использовать потом в своих собственных геополитических интересах.

Я не хочу вновь оказаться под игом «старшего брата», пусть и живущего по соседству, потому что люблю свою собственную страну, свой народ, своих предков, их обычаи, традиции, менталитет, их молдавское гостеприимство, которые далеко не всегда и не во всем вписываются в «румынский образ жизни». (Рекомендую всем, чтобы лучше меня понять, посмотреть румынский фильм «Свадьба в Бессарабии».)

Я не считаю чем-то странным и достойным осуждения, что люблю свою родную дочь сильнее, чем своих родных братьев, а молдаване мне роднее, чем румыны.

Вот такой я, господа румынофилы и унионисты, «типичный молдавский националист». Думаю, что я достаточно полно и убедительно ответил всем вам, моим недоброжелателям.

Теперь я хочу ответить и своим друзьям, которые подчас также откровенно недоумевают: Как же так, почему это Евгений Собор, один из немногих бывших советских министров, бывших членов ЦК КПМ-КПСС, голосовавший в 1989 году за государственный язык, за латинскую графику, поддержавший борьбу за национальное возрождение, не оказался сегодня в «стае унионистов»?

Попробую объяснить. Дело в том, что я не хочу быть с теми, для кого румынизм, как сказал наш известный поэт, стал сегодня только бизнесом.

Здесь я невольно солидарен с мнением нашего известного публициста из числа унионистов, который как-то написал, что наши местные «патриоты»  давно уже «Sug de la două mume».

А точку в этом вопросе поставил бывший советник Траяна Бэсеску, известный румынский политолог Козмин Гушэ, который сказал:  «Este exact ca în povestea cu mielul care vrea sâ sugâ de la douâ oi, ca sâ mânînce mai mult, pe urmâ nu-şi mai recunoaşte mama. Aşa s-a ântâmplat şi cu politicienii moldoveni, care au supt ba de la Rusia, ba de la România, iar acum numai ştiu cine-i mama lor». (Это как история про ягненка, который хотел сосать молоко у двух овец, чтобы наесться побольше, а потом даже не мог узнать свою мать. Молдавские политики сосали ресурсы и из России, и даже из Румынии, и сегодня лишь я знаю, кто их мать – примерный перевод на русский.)

Эти выводы содержат в себе яркое отражение современного неоманкуртизма молдавской политики. И это для меня лично очень досадно. Но вернемся к проблеме «стаи».

Я свободный и независимый человек, живущий в свободном и независимом, демократическом государстве – Республике Молдова, и поэтому у меня нет никакого желания состоять в какой-либо «стае».

Я не хочу, например, быть членом «стаи» Василия Стати с его «примитивным молдовенизмом» и вульгарным румынофобством. У меня нет никакого желания быть и в «стае» примитивного униониста Михая Гимпу вкупе с Анной Гуцу, страдающих синдромом пещерной ксенофобии.

Я хочу быть с моим молдавским народом, с честными, искренними и убежденными молдавскими националистами. Я молдавский националист, и не боюсь и не стыжусь этого слова.

Национализм ведь, господа,  бывает разный - негативный, ксенофобский, с чувством превосходства своей нации над другими. Это не для меня.

Мой национализм  - сугубо позитивный, я патриот своей молдавской Родины. К сожалению, именно такой позитивный национализм в Молдавии сегодня в очень большом дефиците.

Сегодня многие люди думают, что война – это самое страшное, это полная катастрофа. Это, конечно, так. Но, если разорвать связь поколений, если лишить народ своей идентичности, своих традиций, своей души, это ведь тоже катастрофа.

Это катастрофа потому, что если человек теряет свое собственное лицо, как это случается при пластической операции, он теряет, по существу, и все остальное, прежде всего, свою неповторимую индивидуальность. 

Что хотят сделать с нами, молдаванами, наши местные унионисты? Они хотят лишить нас именно своего лица - своей истории, своей памяти, своих предков.

Я не знаю другой страны в мире, где люди, называющие себя учеными-историками, национальными политиками-патриотами, до такой степени презирают свою собственную историю, как в Молдавии. Наша молдавская история стала сегодня жертвой политики унионизма.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать относительно поднятой в этом эссе проблемы. Извините, друзья, если мой ответ покажется вам слишком длинным. Просто я хотел, чтобы все вы узнали и поняли, почему и какой я молдавский националист. Без кавычек.