Румынские СМИ были шокированы недавним призывом генерального секретаря Демократического союза венгров Румынии (ДСВР) Петера Экштейна-Ковача, который открыто призвал румын называть себя венграми на переписи населения осенью этого года. Это сообщение был сделано непосредственно в рамках одной из передач в эфире Радио Румынии. Помимо того факта, что было бы невозможно представить, чтобы, например, румын на национальной радиостанции в Киеве просил украинцев называть себя румынами, шокирующие заявления Экштейна-Ковача является частью более широкого сражения, которое охватывает всю Восточную часть Европы. Битва за этническую идентичность - битва за души.
Координаты нового театра боевых действий
ЕС коренным образом изменил правила игры, но главные цели стран-новичков, вступивших в эту структуру, оставались неизменными. Некоторые нации вступили лучше подготовленными к новым правилам конфронтации. По сути, ЕС растворяет границы с точки зрения перемещения товаров и людей, а границы бывших нацгосударств становятся простыми административными разграничениями. Даже законодательные различия между странами тают перед лицом всемогущих «достижений сообщества» - общего законодательства ЕС. Нации вынуждены укреплять свою идентичность, и не только ради идентичности как таковой, но и потому, что количество имеет значение в ЕС. Количество заявленных представителей одного этноса дает вес государству, представляющему их в Европейском парламенте. Количество этнических представителей определяет выделение фондов. Таким образом, в рамках ЕС, бывшая борьба за территорию и передвижение границ трансформировалась в битву за сохранение и расширение национальной идентичности. Параллельно ведется битва паспортов, соответственно, предоставление гражданства государством-матерью этическим представителям, которые проживают за границей. И, в дополнение к вышеперечисленным выгодам, получаемыми за счет увеличения количества этнических представителей той или иной нации, конфронтация ведется и за права, гарантированные Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств или национальными законами, обеспечивающими различные преимущества для национальных меньшинств...
Битва за души осенью 2011 года была объявлена еще 9 июля 2008 года, когда Европейский парламент и Европейская комиссия приняли Регламент 763/2008, в котором установлены общие рамки проведения переписи населения на уровне ЕС. Тем же самым регламентом была назначена и дата переписи: 2011 год. Политики ЕС будут приняты на последующие десять лет на базе этой переписи. Шаги, предпринимаемые венгерскими политиками из Румынии, следует рассматривать в свете всего вышесказанного.
От Экштейна-Ковача до Ласло Токеша
Вот что Экштейн-Ковач заявил на Радио Румынии: «Любой человек может быть венгром. Принять этническую идентичность является полностью добровольным актом. Таким образом, любой может называть себя венгром. Даже тот, кто, может быть, не говорит на венгерском языке, а его окружение считает его этническим румыном. Любой может называть себя венгром, даже если не все его предки были венграми. Мы открыты для всех, кто хочет помочь подобным жестом венгерскому сообществу». Таким образом, Экштейн-Ковач напрямую просит румын из центра Трансильвании называть себя венграми, чтобы помочь этническим венграм достичь 20% порог в этом регионе. Крупнейшей ставкой является город Клуж, где у венгров нет 20%, что позволило бы использовать венгерский язык в государственном управлении. Интересная историческая эволюция, начиная от законов Aponyi (1907 год – прим. MoldovaNova.md), которые насильно «венгеризировали» румын из Трансильвании и заканчивая открытым призывом к румынам называть себя венграми...
Еще по теме: Венгрия призывает принять балканские страны в Евросоюз
Венгерский национальный совет во главе с Ласло Токешем предпочел путь акции прямого действия: распространил 45000 листовок с просьбой к венграм декламировать свою этническую идентичность. Более того, председатель ДСВР в Сфынту Георге, Антал Арпад, попросил секеев и чангошей называть себя венграми! Секеи и чангоши рассматриваются с точки зрения культуры как отдельная идентичность, но в моменты переписи про эту отдельную идентичность забывается и на первый план выходит политическая цель: увеличить число венгров, любыми средствами (и это без напоминания о том факте, что на самом деле чангоши являются этническими румынами католической конфессии).
Осколки румынской идентичности
По сравнению с «расцветом» венгерской идентичности, румынская идентичность стоит перед лицом серьезной проблемы: разделение. Соседние страны Румынии поддерживают существование молдавской и валашской идентичностей, отдельных от румынской идентичности. Не вдаваясь в подробности исторического развития этих искусственных идентичностей, нам ничего не остается кроме констатации их эффекта на текущей переписи населения в Сербии и Болгарии, куда внесены этнические валахи (вместе со всем арсеналом в пользу таких идентичностей давление средств массовой информации, вмешательство рецензентов, поддержка властями промоутеров поддельных идентичностей). В этих условиях заявление главы МИД Румынии Баконски - «Мы не допустим ни одному из правительств препятствовать румынской идентичности. Такое устремление существует, и мы будем с ним бороться всеми силами» - это скорее констатация, чем предупреждение или реальная возможность действия. Сохранение и развитие национальной идентичности - процесс, осуществляемый в течение некоторого периода времени, и не может быть решен заявлением перед переписью.
Медийная артиллерия и эффекты демонизации румынизма
Ко всему этому добавляется постоянное давление со стороны западных масс-медиа на румынскую идентичность. Потоки очерняющих статей в адрес румын оказывают обескураживающее воздействие на потенциальных румын в других странах, так что, в конечном счете, они не заявляют о своей истинной идентичности. К этому следует добавить и наступление даже в румынской прессе, которое направлено на ликвидацию каких-либо аргументов в пользу румынской идентичности. В этих условиях, даже не исключено, что призыв Экштейна-Ковача может найти положительный отклик. Деконструкция и демонизация румынской идентичности в средствах массовой информации может иметь немедленные политические последствия, такие, как увеличение числа этнических венгров в Трансильвании, что привело бы к тяжелым последствиям в органах местного самоуправления - в том числе введение венгерского языка в качестве официального - или на уровне ЕС.
Такое увеличение числа этнических венгров в Румынии было бы парадоксом с социологической точки зрения, этнических венгров, с учетом того, что рождаемость у этнических венгров ниже, чем у румын, а их основная тенденция связана с эмиграцией в Венгрию. Но, как и в войнах ХIХ и ХХ столетий не учитывалось ничего лишь бы добиться победы, так и XIX столетии война за сохранение и развитие этнической идентичности является тотальной, и в ней важен только результат.
Перевод: MoldovaNova