Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Упущенный шанс Великой Румынии

© РИА НовостиРумыния Молдова флаг
Румыния Молдова флаг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Слишком много в последнее время стало публикаций о «моральном долге» молдавского народа стать румынами и слить свое независимое государство в экстазе «Унири». Основой всех этих статеек обычно являются стенания об «оккупации» Бессарабии в 1940 году «агрессивным СССР», которое привело «к отрыву от матери-Румынии».

Слишком много в последнее время стало публикаций о «моральном долге» молдавского народа стать румынами и слить свое независимое государство в экстазе «Унири». Основой всех этих статеек обычно являются стенания об «оккупации» Бессарабии в 1940 году «агрессивным СССР», которое привело «к отрыву от матери-Румынии».

Какой Румыния была матерью – лучше и не вспоминать. Скорее уж мачехой. И свой исторический шанс проглотить территории между Прутом и Днестром и не подавиться Румыния упустила сама, никакой Советский Союз здесь ни при чем.

Начнем с главного, с подлости. Являясь формально союзницей России в первой мировой войне, Румыния подло аннексировала часть территории союзного государства вопреки протестам и требованиям о выводе войск. Более того, в марте 1918 года были заключены советско-румынские соглашения о выводе королевских войск из Бессарабии, которые вероломно были Румынией нарушены.

Еще по теме: Румыния - хороший дом для бессарабцев

Было бы совсем другое дело, если бы на территории Бессарабии к моменту присоединения к Королевству было создано признанное всем мировым сообществом независимое государство (по типу прибалтийских республик). А потом цивилизованным, демократическим путем (без присутствия на территории оккупационных войск!) это государство захотело бы присоединиться в Румынии. Но…

Дальше подлости – еще больше. Аннексия Бессарабии базировалась на решениях «Сфатул Цэрий», которые никто в мире не признал, потому что этот орган не был Парламентом страны, он не был всенародно избран и никого на самом деле не представлял! Референдума о присоединении края к Румынии также никто не проводил.

О «желании» населения Бессарабии быть в составе соседнего государства говорит и такой показательный факт: за всю историю пребывания в составе Российской империи в крае не было ни одного восстания против «российской аннексии». Да, бывали социальные волнения, но ни одного – за отделение от России!

В то же время против румынской оккупации восстаний было предостаточно: в Бендерах, Хотине, Татарбунарах. Все они были крайне жестоко подавлены.

19 сентября 1924 года Татарбунары были обстреляны румынской артиллерией с применением химических снарядов! При подавлении восстания были сразу же убиты 3 тысячи человек.

Во время подавления Хотинского восстания румынской армией, в духе немецкого фашизма (исторически даже опережая его!), были уничтожены 22 деревни, убито по разным оценкам от 11 до 15 тысяч человек.

Румыния (на свою беду!) не признавала новоприсоединенную территорию за равноправную в составе королевства. Она вела себя здесь подобно колонизаторам в Африке. Вместо того чтобы сделать Бессарабию своей «витриной» и выиграть пропагандистское соревнование с СССР, Румыния только выкачивала из региона ресурсы. В течение 1918-1940 годов в метрополию из Бессарабии было выкачано в виде 202 налогов 60,4 миллиарда тогдашних лей. А кредитов край получил, для примера, в 1933 году в 25 раз меньше, чем в российском 1914 году.

Бесарабия, бывшая до оккупации Бухарестом более развитым регионом, чем Румыния (особенно если сравнивать села с селами), пришла в полный упадок. Производственные мощности даже в пищевой промышленности использовались лишь на треть, а в металлообрабатывающей и вовсе на 5 процентов. В 1936 году доля Бесарабии в капитале АО всей Румынии составляла лишь 0,1 процент!

Читайте еще: О "румынском характере" Бессарабии


Румыния не была заинтересована в развитии Бессарабии. Город Кишинев она считала неоправданно большим и планировала кардинально сократить его численность. Только за 10 лет 1919-1929 годов Бессарабию покинуло свыше 300 тысяч человек (каждый восьмой ее житель!).

В это время в молдавской автономии (на территории нынешнего Приднестровья) на советской земле все было с точностью до наоборот. Сюда вкладывались гигантские ресурсы из общесоюзной копилки, развивалась промышленность (увеличилась в 8 раз!), создавались рабочие места, пополнялся жилой фонд. К 1937 в МАССР оставалось лишь 3 процента неграмотного населения! На эту узкую полоску земли за Днестром на медицину выделялись десятки миллионов рублей, а в это время в Бессарабии на весь край было всего 45 врачей!

В итоге жизнь в СССР стала выглядеть более предпочтительней для большинства бессарабцев, нежели в составе Румынии. И кто в этом виноват, кроме самой Румынии?

Румыния даже была не в силах выставить царский и советский режимы кровавыми и террористическими, потому что сама утопила Бессарабию в крови и репрессиях. Королевство было слабой страной с агрессивной националистической идеологией и отсталой формой государственного правления. Бессарабия успела дыхнуть глоток свободы, хотела строить Республику, и если бы не насильственный захват румынскими войсками, Молдавская Демократическая Республика никогда добровольно не вошла бы в состав Королевства. Не известно, вошла бы она в состав СССР, если бы ее успели до того признать европейские страны, но уж точно не вошла бы в состав Румынии.



Этот упущенный случай создать свою демократическую молдавскую государственность нами был реализован в 1990-х годах. Провозглашенные Гагаузская и Приднестровская Республики не позволили в тот момент поглотить Молдову националистической Румынией. История, словно чувствуя свою вину перед народом междуречия Прута и Днестра, дала нам второй шанс, который Румыния в этот раз сорвать не смогла, как ни старалась. Было бы сегодня чрезвычайно глупо добровольно, под воздействием одной лишь враждебной антигосударственной пропаганды, без давления румынских штыков отдать им на растерзание нашу государственность!

В мире опять зреет напряженность. Перечеркиваются основы межгосударственной стабильности, в Европе крушатся одни государства и объединяются другие. На этой волне снова реанимируются старые бредовые идеи о Великих Румыниях, Албаниях и так далее. Мы на пороге новой геополитической войны. Она пока почти бескровна, но ничто не мешает ей обагриться и кровью, как показывают, в частности, югославские события.

Унионистский проект не умер. Бухарест ведет интенсивный курс на территориальное расширение на Восток: где скрытый, а где и явный. Наступление идет по всем фронтам: экономическом, политическом, информационном. Работа по подключению молдавских газопроводов и электросетей к своим; получение доступа к базе данных на всех граждан Молдовы; массовая раздача румынских паспортов; подготовка в румынских ВУЗах десятков тысяч новых румын из числа бывших молдаван; попытки получения доступа к «решению» приднестровской проблемы и так далее.

Всех направлений деятельности и не счесть. Румыния пытается позиционировать себя в роли своеобразного уполномоченного ЕС, США и НАТО на юго-западе бывшего СССР. В рамках этой роли, как нам кажется, она постарается добиться санкции на включение в свой состав всей бывшей МССР, а также, возможно, Южной Бессарабии и Северной Буковины.

Угроза не миновала, поэтому общественности надо проявлять бдительность и гражданскую активность. Третьего шанса на создание независимой Молдавской Республики уже точно не будет!

Дмитрий Попозогло - главный редактор газеты «Единая Гагаузия»