Председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, как считают в Лондоне, ранее не замеченный в особом красноречии, придумал термин «фискальный обрыв» для описания ситуации, когда повышение налогов сопровождается сокращением бюджетных расходов. Именно это ожидает американскую экономику в 2013 году, если политики не смогут договориться о том, как исправить ситуацию. Новый термин стал настоящим вдохновением для юмористов: на телевидении зазвучали песни о «фискальном утесе», с которого падают взрослые дяди, когда бюджету приходит конец.
Но были и серьезные последствия. «Фискальный утес» бросил тень на корпоративные инвестиции. Начал снижаться уровень потребительского доверия американцев. Сегодня темпы экономического роста США замедляются и, вероятно, не превысят 1% в четвертом квартале года. Политики всего мира в напряжении: Центральный Банк Австралии принял решение о сокращении процентных ставок, аргументируя угрозой «вероятности бюджетного коллапса».
Как считают эксперты влиятельного британского издания Economist, обеспокоенность объяснима, но, представляется слишком преувеличенной. Они уверены, что ближайшей перспективе угрозы экономической катастрофы минимальные. Правда, если строить средне- и долгосрочные прогнозы, риски реально существуют.
Британцы полагают, что, в том случае, если законодатели продолжат бездействовать, в 2013 году США ожидает серьезное ужесточение фискальной политики –бюджетное сжатие в объеме до 5% от ВВП. По масштабу эти ограничения сопоставимы с тем, что происходит в Греции. Так, страна рискует погрузиться в рецессию в считанные месяцы. Если Барак Обама вступит в открытую конфронтацию с Конгрессом, катастрофа начнется еще быстрее: в случае, если американские законодатели не утвердят повышение предельной суммы задолженности (устанавливаемой Министерством финансов США) к марту 2013 года, федеральное правительство утратит платежеспособность и даже не сможет погасить требования по государственным облигациям. Ущерб от самопроизвольного дефолта в разы превысит ущерб от фискального обвала. Вот такой далеко не оптимистичный прогноз.
Аналитики подчёркивают, что затяжной застой грозит настолько серьезными последствиями, что американцы, скорее всего, сделают все, чтобы его избежать. И в этом случае, логично ожидать, что в начале 2013 года президент Барак Обама и республиканские конгрессмены всё же придут к соглашению, которое поможет избежать роста налогов и сокращения расходов, а также позволит повысить максимальный объем задолженности.
Но для Америки, – как впрочем, и для остального мира, – есть две веские причины для беспокойства. Во-первых, в зависимости от условий сделки фискальное сжатие 2013 года все же может оказаться слишком серьезным. Во-вторых, и это более важно, система социальных выплат в долгосрочном плане является самой сложной проблемой американцев. Какой бы ни была новая налогово-бюджетная политика, она должна предусматривать реформу системы социального обеспечения (пенсионной системы), льготного медицинского страхования для пенсионеров и медицинской помощи неимущим. Обама требует повышения налогов на 1,6 триллиона долларов в ближайшие десять лет, но, предлагает сократить социальные выплаты лишь на 400 миллиардов. Однако он сможет «переманить» Республиканскую партию на свою сторону, только предложив более существенные сокращения в социальной сфере.
У Америки, считают наблюдатели в Лондоне, есть шанс не только выправить финансовое положение в стране, но и примирить острые разногласия среди политических элит, оказывающих глубокое влияние на финансовую систему страны. Республиканцы действительно верят в то, что повышение налогов разрушит экономику; с 1990 года ни один конгрессмен-республиканец не проголосовал за повышение подоходного налога. Демократы в это же время свято верят в неприкосновенность системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. Последняя реформа пенсионной системы прошла в 1983 году. С тех пор политики лишь увеличивали пенсии, несмотря на растущую стоимость медицинского обслуживания и старение населения. В результате образовался глубочайший фискальный разрыв, который продолжает непрерывно увеличиваться. Структурный бюджетный дефицит США достигает почти 7% от ВВП. Среди развитых стран этот показатель выше лишь у Японии.
Британские эксперты отмечают, что с самого начала финансового кризиса Америка пошла по независимому пути и, как оказалось, выработала оптимальную политику в области налогово-бюджетного регулирования. Правительство США сдержало рецессию с помощью мер стимулирования, и помогло оздоровлению экономики, следуя свободной фискальной политике. В то время как остальные развитые страны сильнее и быстрее ужесточали налогово-бюджетную политику, что, кстати, возымело определённое положительное воздействие на мировую экономику в целом.
Аналитики считают, что в нынешний период едва заметного оздоровления имеет смысл придерживаться той же логики. Учитывая почти рекордно низкие доходы по облигациям, США нет необходимости быстро ужесточать свой курс. Некоторые ограничения в 2013 году вполне ожидаемы и осуществимы. Большинство экспертов прогнозирует сжатие в пределах 1,5% от ВВП, учитывая, что временные меры, такие как сокращение налога на заработную плату, истекают. Тем не менее, щадящая политика, будучи утвержденной, всё же способна привести к слишком резкому сжатию. Например, соглашение, продлевающее сокращение налогов для среднего класса, может повлечь за собой сжатие на уровне 3% от ВВП в 2013 году, и это слишком быстро.
В Лондонском City полагают, что для сохранения наметившейся тенденции к оздоровлению, США следует придерживаться менее жесткого фискального курса. Он должен быть направлен на долгосрочную реформу в системе социального обеспечения, а не на сиюминутные сокращения финансирования. Это также укрепит политические позиции Барака Обамы. С экономической точки зрения, уверены аналитики, это совсем неплохо. Затраты на поддержание стареющего населения будут расти в США быстрее, чем в других развитых странах. Отчасти это обусловлено тем, что европейские страны осуществили жесткие пенсионные реформы в рамках политики экономии. Однако в наличии и другой серьёзнейший фактор - высокий, и постоянно растущий уровень стоимости медицинского обслуживания в США.
У Обамы, как полагают аналитики Economist, существует возможность исправить ситуацию и провести реформу в системе социальных выплат, - то, чего не мог сделать ни один президент со времен Рональда Рейгана. Повторное избрание Б. Обамы совпало с «фискальным обрывом», что заставило республиканцев проявить гибкость в отношении увеличения налогов. Эта победа дает Б. Обаме возможность повлиять на самых левонастроенных членов его партии. Если Президент воспользуется ситуацией для того, чтобы добиться реальных изменений, начиная с небольшой индексации пенсионных выплат, заканчивая более строгими проверками среди получателей льгот на медицинское обслуживание, Б. Обаме удастся изменить фискальное будущее США, убеждены в Лондоне.
Однако британские эксперты считают, что, к сожалению, президент пока что не проявляет необходимой решительности, заявляя, что пенсионная система не может быть предметом торга, и что расходы на здравоохранение можно контролировать путем сокращения выплат поставщикам услуг, например, больницам (но не сокращать льгот). Тем не менее, очевидно, что Президент вынашивает серьезные планы. В Лондоне с надеждой говорят о том, что Обама хочет выработать политический курс, направленный не только на предотвращение «фискального обрыва», но и на создание устойчивой фискальной системы. Аналитики убеждены, что у Президента США есть все шансы добиться желаемого, – главное, их не упустить.
Одним словом, перед нынешним президентом США стоит серьёзная и далеко не простая задача. В условиях стремительного экономического роста стран БРИКС и ряда государств Азии, доля США в мировой экономике объективно сокращается. А это значит, что США в скором времени столкнутся с новыми геополитическими реалиями.