В мире не так уж много мест, где в одной точке сходятся границы трех государств. Одно из таких необычных мест находится в самом сердце Южной Америки, где «тройная граница» образована слиянием двух мощных рек - могучей Параны и одного из ее крупнейших притоков Игуасу.
Здесь находятся знаменитые на весь мир водопады Игуасу - одно из красивейших мест на планете.
Две реки естественным образом разделяют территории трех стран. Правый берег Параны принадлежит Парагваю, а на противоположном берегу граница проходит по реке Игуасу, левый берег которой аргентинский, а правый - бразильский.
В месте встречи трех стран реками образована не только «тройная граница» - на стрелке рек находится и «тройной город», один из самых необычных в мире. Парагвайская часть «тройного города» находится на правом берегу Параны и называется Сьюдад-дель-Эсте, на противоположном берегу Параны находятся бразильский и аргентинский города, разделенные рекой Игуасу.
Названия городов похожи. Бразильский называется Фос-ду-Игуасу, а аргентинский - Пуэрто-Игуасу.
В «Тройном городе» между тремя странами построено два пограничных моста - один через Парану между Бразилией и Парагваем, а второй через Игуасу между Аргентиной и Бразилией. Кроме того, действует паромная переправа, с помощью которой можно попасть из Аргентины в Парагвай напрямую.
«Приграничный треугольник» занимает площадь размером в 2,5 тысячи квадратных километров, где проживает около 500 тысяч человек. Здесь можно встретить выходцев из Германии, Китая, Кореи и стран Ближнего Востока.
Самая многочисленная община - ливанская. Гражданская война в Ливане привела к массовой миграции ее жителей, многие их которых нашли себе пристанище в парагвайском городе Сьюдад-дель-Эсте.
Город молодой, он был основан в 1957 году. Раньше носил имя президента Стресснера, поэтому на советских картах он просто не существовал. Это не помешало Юлиану Семенову отправить своего Штирлица в этот район после Второй мировой войны на поиски Мюллера.
Город создавался как приграничный торговый центр, поэтому он обладает статусом порто-франко. Сьюдад-дель-Эсте производит около 60% ВВП Парагвая. Это третья по величине свободная экономическая зона в мире после Майами и Гонконга.
Все соседи Парагвая хорошо знают, что дешевле всего купить любую вещь можно в Сьюдад-дель-Эсте. С раннего утра на мосту в Сьюдад-дель-Эсте выстраивается огромная очередь желающих «отовариться». Вечером - очередь в обратном направлении.
Часть товаров поступает в Парагвай легально из стран Юго-Восточной Азии, Японии и Тайваня, с которым Асунсьон поддерживает полноценные дипломатические отношения. Большая часть - по контрабандным каналам.
В зоне парагвайско-бразильской границы функционирует множество подпольных фабрик и заводов, где налажено производство фальсификатов: от телевизоров и компьютеров до компакт-дисков и табачных изделий.
Для приема контрабанды в этом регионе существует не менее 100 взлетно-посадочных полос. В приграничных городках действует около 60 банков и иных финансовых учреждений, большая часть которых, по сведениям полиции, занимается отмыванием незаконных денег.
Исламская угроза
По данным Исламской Ассоциации Латинской Америки, в регионе проживает сегодня около 4 миллионов мусульман. Достаточно широкая вербовочная база для Аль-Каиды. Атмосфера антиамериканизма ввиду «полевения» латиноамериканского континента способствует установлению весьма дружеских отношений между исламскими террористическим организациям, местными властями и нередко местным населением.
Проблема исламского терроризма давно и постоянно отслеживается бразильскими, аргентинскими и парагвайскими спецслужбами.
По данным исследования, проведенного Роджером Норьегой, бывшим помощником госсекретаря США по делам Западного полушария, исламские экстремистские группировки, базирующиеся на Ближнем Востоке, получают из «приграничного треугольника» от 300 до 500 миллионов долларов финансовой помощи в год.
По версии американцев, арабская община из города Сьюдад-дель-Эсте тесно связана с идеологами из пакистанской организации исламистов, которая активно занимается мобилизацией сторонников, так как в районе «треугольника» можно свободно и бесконтрольно передвигаться.
По версии бразильской прессы, сразу после терактов 11 сентября 2001 года ФБР США обратилось к бразильской федеральной полиции с просьбой усилить контроль за передвижением лиц в этом районе.
Американцы полагают, что именно здесь находится крупнейший операционный центр южноамериканской наркомафии, а также террористические «гнезда», связанные с исламскими фундаменталистами в Иране и Ливане.
Существует версия, что здесь, в «треугольнике», готовились и отсюда были осуществлены взрывы в 1992 и 1994 годах еврейского национального культурного центра и посольства Израиля в Буэнос-Айресе. Тогда в результате террористических актов погибли 114 человек, сотни получили ранения.
На сегодняшний день известно, что к этим терактам причастны члены многочисленной общины шиитов, которые поддерживают тесные контакты с иранским посольством в столице Аргентины. Именно в их среде нашли приют и помощников исполнители терактов, члены проиранской организации «Хезболла».
О наведении порядка на стыке трех границ говорят давно.
Делегация США, состоявшая из руководящих сотрудников Госдепартамента, ЦРУ, ФБР и антитеррористического отдела департамента финансов, не раз проводили консультации по проблеме «треугольника» с коллегами из Бразилии, Аргентины и Парагвая, недвусмысленно давая понять, что ожидает от них гораздо больших усилий по нормализации обстановки в этой зоне. Ключ к решению проблемы, по мнению американцев, в «состыковке» национальных законодательств, координации действий спецслужб по установлению контроля за местным и пришлым населением, расплодившимися финансовыми учреждениями и воздушным пространством, а также в повышении эффективности работы таможенных и пограничных служб.
Между тем власти Бразилии, Парагвая и Аргентины утверждают, что не нашли пока никаких подтверждений существованию в районе «треугольника» организационной сети по финансированию терроризма.
Скорее всего, цель обвинений США - надавить на страны региона, все более выходящего из-под контроля Вашингтона.
Несомненно, большим шагом вперед стало подписание министрами внутренних дел и руководителями спецслужб стран-членов Меркосур соглашения о борьбе с отмыванием нелегальных денег, торговлей детьми, оружейным бизнесом, бесконтрольной проституцией, угоном автомашин.
Был принят соответствующий план действий, включающий, в частности, создание общей компьютерной базы данных на лиц, подозреваемых в террористической и экстремистской деятельности.
О реальных перспективах быстрого и решительного наведения порядка в этом районе в Парагвае говорят с предельной осторожностью. Сложившаяся ситуация устраивает «крестных отцов» монолитных преступных организаций, которые начали складываться еще при Стресснере. У подобных объединений - свой Меркосур, свои планы интеграции и экспансии. Борьба с ними будет затяжной и вряд ли бескровной.
Борьба за водные ресурсы
В «приграничном треугольнике» находится система водоносного горизонта Гуарани - одна из крупнейших в мире водоносных структур площадью около 1,2 миллиона квадратных километров. Водоносный горизонт Гуарани снабжает водой Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай.
Согласно исследованиям, проведенным аргентинским Центром военных исследований (CEMIDA), постоянные запасы воды в системе водоносной структуры Гуарани составляют около 50 тысяч кубических километров с ежегодным обновлением до 250 кубических километров. Извлечение подземных вод на уровне 40 кубических километров от текущего ежегодного обновления может обеспечить водой 360 миллионов жителей по 300 литров в день на человека.
Во всем мире около 1,2 миллиарда человек, то есть пятая часть всего населения Земли, живут в зонах, где воды не хватает. И еще 500 миллионов рискуют оказаться в сходных условиях. Еще 1,6 миллиарда жителей планеты вынуждены ограничивать потребление воды из-за проблем со снабжением, потому что отсутствует необходимая инфраструктура.
Вот почему США в последнее время проявляют громадный интерес к установлению контроля над водными ресурсами Южной Америки.
«Чем меньше водных ресурсов, тем больше риск возникновения войн за обладание ими даже внутри отдельных государств, например, между социальными группами с различными экономическими интересами», - считает Питер Глик (Peter Gleick), соучредитель и президент Тихоокеанского института в Окленде (Калифорния), занимающегося исследованием устойчивости окружающей среды и разрабатывающего специальные проекты, касающиеся водных ресурсов.
По мнению Питера Глика, которого британская компания Би-би-си назвала «провидцем в области окружающей среды», следующая «классовая война» развернется из-за контроля над водными ресурсами. Это новый тип войны за ресурсы, которая уже несколько десятилетий идет на планете.
За период с 2010 по 2013 год центр исследований под руководством Глика зарегистрировал 41 войну, возникшую из-за обладания водными ресурсами: одна разразилась в Океании, шесть - в Азии, восемь - в Латинской Америке, 11 - в Африке и 15 - на Ближнем Востоке. Эти столкновения были обусловлены религиозными, политическими и экономическими причинами, но в конечном итоге вылились в борьбу за обладание водными ресурсами.
Для защиты своих национальных интересов Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай объединились в рамках проекта «Экологическая защита и устойчивое использование водоносной структуры Гуарани», которая финансируется фондом Глобальной окружающей среды (ФГОС) и Всемирным банком, для разработки совместного плана охраны и устойчивого использования ресурсов этой водоносной системы. В проекте также принимают участие Организация американских государств, другие международные организации и спонсоры.
Удачное завершение этого проекта будет важным шагом на пути решения проблемы долгосрочного обеспечения пресной водой народов этих стран.