Темпы экономического роста в странах Тихоокеанского региона значительно выше, чем в соседних государствах, находящихся на Атлантическом побережье. Латинская Америка оказалась разделенной надвое двумя океанами.
Согласно последним прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), экономический рост в Венесуэле, Бразилии и Аргентине, которые входят в таможенный союз Южноамериканского Общего рынка (МЕРКОСУР) в этом году составит 0,6%. В то время как темпы экономического роста в Чили, Перу, Колумбии и Мексике, которые являются членами Тихоокеанского альянса, ожидаются на уровне 4,2%.
Столь существенная разница в темпах экономического роста никоим образом нельзя объяснить только тем фактом, что западный регион Латинской Америке ориентирован больше на быстроразвивающиеся экономики азиатских стран, в то время как восточный регион на «умирающую» Европу.
Не надо забывать, что Бразилия богатая природными ресурсами имеет потребительский рынок, насчитывающий 200 миллионов человек. Венесуэла обладает самыми большими в мире запасами нефти.
Вместе с тем, темпы экономического роста в Бразилии и Венесуэле оказались значительно ниже, чем в соседних странах, несмотря на экономический бум, обусловленный низкими процентными ставками по кредитам и высокими ценами на сырье.
Следует отметить, что в странах Тихоокеанского региона отказались от разного рода популистских «измов», таких как протекционизм, социализм или боливарианизм.
«Дело в том, что одни страны в годы экономического бума неустанно работали, другие растрачивали впустую свои природные ресурсы. Латинская Америка сейчас не является единым блоком, где четко синхронизирован цикл деловой активности», — считает главный экономист Института международных финансов для стран Латинской Америки Рамон Арасена.
МЕРКОСУР тратит больше, чем зарабатывает
Страны Атлантического региона тратят больше, чем зарабатывают. В Бразилии, расходы на социальную сферу в период с 2010 год по 2013 год в среднем составили 40% от валового внутреннего продукта (ВВП), по сравнению со средним показателем 27,5% в Чили, Колумбии, Мексике и Перу.
Внутренние сбережения в Бразилии составили 16,4% ВВП, в то время как в странах Тихоокеанского региона этот показатель был на уровне 20,8%.
Международное агентство Moody ’s Investors Service в феврале повысило суверенный кредитный рейтинг Мексики с Baa1 до A3. Таким образом, эта страна стала второй в Латинской Америке после Чили, перешедшей в категорию «А».
Месяц спустя международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг Бразилии с уровня «BBB» до «BBB-».
Кредитно-финансовая политика, выбранная правительством Бразилии, оказывает отрицательное влияние на фискальные показатели и снижает доверие к экономической политике. В сочетании со сниженными прогнозами относительно роста в течение следующих двух лет все это негативно сказывается на перспективах Бразилии, отмечают эксперты S&P.
Деньги идут к деньгам
Согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) экономический рост в Мексике в этом году составит 3%, в то время как в Бразилии 1,8%.
«Деньги идут к деньгам», — считает глава банка Espírito Santo Investment Bank в Бразилии Рикардо Эспириту Санту (Ricardo Espírito Santo). Португальский банкир заинтересован больше в финансировании проектов в Мексике, где разрешили иностранным инвесторам участвовать в разработке нефтяных и газовых месторождений, чем вкладывать в экономику Бразилии.
"Мексика движется в правильном направлении, поэтому в этой стране мы активизируем нашу деятельность«,- заявил Эспириту Санту.
В странах, находящихся на Атлантическом побережье отмечается усиление государственного вмешательства в дела компаний, ограничение их прибыли и регулирование цен. Это отпугивает потенциальных инвесторов и ведет к снижению деловой активности.
В Аргентине, объявившей в конце 2001 года дефолт по внешнему долгу, в годы правления Нестора Киршнера, а затем и его супруги Кристины Фернандес де Киршнер реализуется государственная политика ограничения на импорт, квотирования покупки иностранной валюты. Пошатнувшаяся аргентинская экономика переживает серьезный отток валютных резервов.
В декабре прошлого года указом президент Аргентины введен налог в размере 50% на покупку автомобилей стоимостью более 210 000 песо (25,944 долларов). Это привело к тому, что продажи автомобилей в апреле упали на 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Девальвация национальной валюты на 19% в январе текущего года вызвала рост потребительских цен, что отрицательно сказалось на экономической ситуации в стране. Вместе с тем такая мера в определенной степени способствовала стабилизации золотовалютных резервов.
Венесуэла по-прежнему остается в плену наследия Уго Чавеса. Экспроприации и регулирование цен серьезно ослабили приток частных инвестиций, нанесли серьезный урон целым отраслям промышленности, в первую очередь, энергетической и пищевой.
Провалы правительства в реализации экономической политики довели страну до того, что сейчас в Венесуэле отмечается самый высокий уровень инфляции в мире — 59,3%. Тяжелая экономическая ситуация, всеобщий дефицит продуктов первой необходимости привели к массовым акциям протеста. Начиная с февраля месяца, в столкновениях с полицией погибли более 42 человек.
В апрельском докладе МВФ отмечается, что ошибочная экономическая политика венесуэльских властей стала одной из причин того, что страна, обладающая несметными запасами нефти и газа, скатывается в рецессию.
Бразилия, которая недавно была, наряду с Россией, Индией и Китаем, страной с одним из самых динамично развивающихся рынков на планете, в этом году в рейтинге стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса оказалась на 116 месте из 198.
Согласно данным Всемирного банка, компаниям, работающим в Бразилии необходимо отработать 2600 часов, чтобы оплатить налоги, в то время как в других странах Латинской Америки на это потребуется всего 369 часов.
Президент Бразилии Дилма Роусеф активно продвигает философию большого правительства, а также является сторонницей жесткого контроля движения капитала и государственного регулирования цен на топливо и электричество.
По мнению главного экономиста бразильского банка Banco J. Safra в Сан-Паулу Карлоса Кавальи, «бразильские компании рассматривают деятельность правительства, как чрезмерно интервенционистскую». Поэтому со стороны частного бизнеса нет доверия бразильским властям.
Тихоокеанский альянс на подъеме
Совершенно другая ситуация сложилась в Перу, где эксперты позитивно оценивают перспективы экономического роста. Президент Перу Ольянта Умала, придерживающийся левых взглядов не перестает удивлять инвесторов своими действиями, направленными на поддержку принципов свободного рынка.
За годы его правления, были заключены контракты с западными странами на сумму в 12 миллиардов долларов. Инвестиции были направлены на строительство новых линий электропередач, дорог, модернизацию портовых сооружений, что позволило значительно увеличить экспорт.
За последние пять лет Перу подписало соглашения о свободной торговле с США, Китаем и Европейским Союзом.
«Перу в отличие от многих других латиноамериканских стран отличается своей предприимчивостью», — считает Жерар ван ден Хойвел, генеральный директор местного подразделения компании DP World de Dubai, на которую приходится более 70% всех контейнерных перевозок в Перу.
В Мексике в прошлом году конгресс одобрил конституционные изменения, которые впервые за последние 76 лет разрешают иностранным компаниям заключать с правительством Мексики соглашения о разделе продукции и получать лицензии на добычу нефти.
Соглашения позволят частным компаниям регистрировать разрабатываемые запасы в качестве своих активов для отчетностей, при этом нефть до ее извлечения останется в собственности государства. Таким образом, иностранные компании будут получать не долю от добываемой нефти, а денежные средства, эквивалентные ей, через договоры о разделении прибыли.
По оценке американского банка Bank of America, Мексика в рамках проводимой энергетической реформы может получить иностранных инвестиций на сумму до 20 миллиардов долларов.
«Внесение изменений в трудовое и налоговое законодательство позволит Мексике обеспечить к 2016 году темпы экономического роста на уровне 5,5%. Мы с оптимизмом смотрит на будущее развитие Мексики», — сказал Габриэль Касильяс, ведущий экономист Grupo Financiero Banorte.
В подходах к ведению торговли заключается главное отличие стран Латинской Америке. Страны Тихоокеанского альянса, созданного три года назад, пытаются быть конкурентоспособными и стараются увеличить объемы торговли за счет снижения таможенных тарифов и завоевания новых торговых рынков.
Страны Южноамериканского общего рынка (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла) в отличие от стран Тихоокеанского альянса движутся в противоположном направлении, и придерживаются протекционистской политики.
В странах Тихоокеанского альянса на внешнюю торговлю приходится более 54% ВВП. В то время как в Венесуэле этот показатель составляет 41,3%, в Аргентине — 40,1%, в Бразилии — 24%.
По мнению главы крупнейшей колумбийской компании Modamar Карлоса Лаверде, производящей купальники, за счет заключения двусторонних соглашений о свободной торговле в Колумбии значительно сократились сроки таможенных оформлений. Низкие тарифы на импорт позволили значительно увеличить поставки колумбийской продукции в США и Европу, что нельзя сказать о бразильских производителях.
«По сравнению с нашими бразильскими коллегами мы находимся в более выгодных условиях. Мы более конкурентоспособны, поэтому смогли отвоевать у Бразилии лавры бренда самых сексапильных купальников», — заявил Карлоса Лаверде.
Скорее всего, различия в темпах экономического роста в странах Латинской Америки сохранятся и в будущем. Все страны региона ожидают тяжелые времена из-за снижения цен на сырье и роста цен на международные займы. Однако хуже всего придется странам МЕРКОСУР, которые находятся под жестким гнетом монетарной и фискальной политики, а также высоких темпов инфляции.
Чарльз Коллинз, управляющий директор Института международных финансов уверен, что в более выгодном положении сейчас находятся страны Тихоокеанского альянса, так как у них государственные учреждения более гибко проводят экономическую политику диверсификации национальной экономики.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.