8 июля Европарламент принял резолюцию, поддерживающую TTIP (TAFTA) — соглашение о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и ЕС (Transatlantic Trade and Investment Partnership — TTIP). Таким образом, сторонникам TTIP, как и ожидалось, удалось преодолеть сопротивление евродепутатов, используя мощнейшие политические и информационные рычаги давления. Нынешняя резолюция была принята большинством в 436 голоса против 241.
Резолюция Европарламента не носит обязывающий характер, однако является индикатором настроений европейских политиков. Еврокомиссия и правительства стран ЕС не могут игнорировать мнение парламентариев, так как на конечном этапе процесса менять отдельные пункты соглашения будет уже поздно, а от позиции депутатов будет зависеть ратификация договора TTIP, причем они могут наложить на него вето.
Резолюцию по TTIP чрезвычайно активно лоббировала еврокомиссар по торговле Сесилия Мальстрем. Она охарактеризовала переговоры между США и Евросоюзом как «чрезвычайно тренспарентные». Однако, по мнению критиков, широкого общественного обсуждения проекта не было.
Для «очистки совести» евродепутаты приняли резолюцию с оговоркой, что самый спорный пункт — о международных арбитражных судах ISDS — будет переработан. Именно из-за проблемы арбитража предыдущее июньское голосование по TTIP в Страсбурге было сорвано. Европарламент требует заменить арбитражный механизм ISDS новой системой урегулирования споров. Она должна быть прозрачной и соответствовать европейским демократическим принципам. В частности, предлагается открытое назначение независимых судей, публичные слушания и создание апелляционного органа. Подчеркивается, что стандарты ЕС в области защиты личных данных, здравоохранения и безопасности ни в коем случае не должны быть размыты в готовящемся соглашении. Евродепутаты потребовали также более свободного доступа на американский рынок для европейских фирм, особенно в области авиасообщения и телекоммуникаций. Кроме того, евродепутаты изъяли из соглашения сферу культуры, общественных служб и аудиовизуальной продукции (последнее требование было еще раньше выдвинуто Францией).
С самого начала переговоров частные арбитражные трибуналы (ISDS — Investor-state dispute settlement) стали главным пунктом разногласий между Европой и США. Они позволяют инвесторам подавать иски против государств, нарушающих их права. Вместо государственных обвинителей интересы инвесторов в этих судах будут представлять специально нанятые адвокаты. В Европе всем давно известно, что с юристами из англосаксонских стран, поднатаревшими в казуистике, спорить практически невозможно. В результате, частные трибуналы будут наказывать государства миллиардными штрафами. Такая «параллельная юстиция» будет означать окончательное разрушение национально-государственного суверенитета европейских стран.
Предполагается (пока лишь теоретически), что арбитражные трансатлантические суды ISDS, которые подверглись резкой критике со стороны левых фракций Европарламента за их антидемократизм, будут заменены новой системой независимого арбитража. Депутаты надеются, что это поможет защитить европейские компании и национальные государства от необоснованных исков со стороны заокеанских партнеров.
Представители европейского бизнеса выразили надежду, что новые независимые суды откроют путь к равным возможностям и правам в трансатлантической торговле. Однако это не убедило многих депутатов Европарламента: представители правых, «зеленых» и левых партий заявили об обмане общественного мнения. Евродепутат от «зеленых» Янник Жадо осудил предлагаемый в новой версии механизм арбитража как «инструмент на службе транснациональных корпораций». Движение Stop Tafta считает, что в вопросе TTIP Евросоюз идет против общественного мнения европейцев. При этом игнорируются данные опроса, проведенного самой Еврокомиссией, в ходе которого 97% опрошенных выказались против арбитражного механизма ISDS. Противники частных арбитражных судов опасаются серьезных нарушений демократических стандартов, особенно при решении сложных социальных и экологических споров. Еврокомиссия пообещала усовершенствовать арбитражный механизм, однако, по мнению критиков, внесенные поправки недостаточны.
Европейские общественные организации, такие как Foodwatch, ATTAC и Stop Tafta подвергли критике одобренную евродепутатами резолюцию. Они назвали внесенные поправки по арбитражу «ребрендингом» прежнего ISDS. По их мнению, евродепутаты пошли на поводу у американцев, не смогли защитить основные демократические принципы, допустили полную либерализацию торговли и дали возможность концернам выдвигать иски государствам. Противники соглашения заявляют, что диктат частного капитала по отношению к национальному и государственному праву недопустим.
Большинство европейцев уверено, что трансатлантическое торговое соглашение жизненно необходимо для роста американской экономики, однако Европе оно не несет ничего хорошего. Они опасаются, что соглашение станет последним гвоздем в крышку гроба, в котором будут похоронены культурные, экологические и социальные ценности Европы. При этом все решения будут отданы на откуп неким закулисным арбитражным судам. Скандал с прослушкой АНБ уже показал, насколько американцы уважают европейские законы и нормы, однако политики в Брюсселе и Страсбурге упорно продавливают TTIP вопреки общественному мнению.
Необходимо напомнить, что договор о свободной торговле вот уже два года разрабатывается Еврокомиссией и США. Обе стороны планируют завершить переговорный процесс к концу 2016 года. Предполагается, что будет образован потребительский рынок, охватывающий 800 миллионов человек, будут созданы тысячи рабочих мест, а главное — будет сдержана экономическая экспансия России и Китая. Европейские эксперты отмечают при этом, что в случае реализации пункта об арбитражных судах ISDS будет поставлено под угрозу готовящееся соглашение о свободной торговле между ЕС и Китаем — ввиду новых правил для инвесторов и государств.
Учитывая, что тарифные барьеры во взаимной торговле Европы и США уже в значительной степени сняты, упор в соглашении TTIP делается на гармонизации социальных, экологических и пищевых норм, которые, по мнению авторов проекта, мешают торговле развернуться в полной мере. В этом и зарыта основная «собака», так как европейские пищевые и экологические нормы значительно жестче американских, а социальные стандарты — выше.
Наблюдатели отмечают также, что новый импульс TTIP дала развязанная на Западе антироссийская кампания. Еще год назад этот проект практически сходил на нет виду сопротивления европейской общественности, однако под лозунгом «русской угрозы» европейские политики и СМИ стали вновь призывать к «трансатлантической солидарности». К тому же, украинский кризис ослабил позицию европейцев, выступающих за экономический суверенитет старого континента и сотрудничество с Россией. Более активное «продавливание» соглашения с США ведется с учетом непростой экономической ситуации в Европе, где стагнация, переходящая в рецессию, приняла затяжной характер, а TTIP рассматривается как средство ее преодоления. Роль главного лоббиста TTIP на последнем этапе сыграла шведка Сесилия Мальстрем, назначенная еврокомиссаром по торговле осенью прошлого года. Ее считают проамериканским политиком, чрезвычайно активно продвигающим трансатлантический торговый проект. Это она провокационно заявила, что «Владимиру Путину такое соглашение не понравится».
Европейская политическая элита упорно игнорирует массовые акции протеста против TTIP, в которых принимают участие экологические, левые движения, профсоюзы и общественные организации. Однако переговорный каток движется неумолимо: Европарламент преодолен, в июле в Брюсселе завершается десятый по счету раунд переговоров между США и ЕС по выработке трансатлантического соглашения, а в конце июля Конгресс США будет голосовать сразу по двум проектам — TTIP и TTP (трансатлантической и тихоокеанской зон свободной торговли). Если конгрессмены дадут президенту Обаме мандат на заключение соглашений, процесс примет необратимый характер.