Сайт WikiLeaks, привлекший к себе внимание пару месяцев назад публикацией видео, на котором видно, как солдаты США убивают безоружных иракцев, среди которых оказались и сотрудники агентства Reuters, опубликовал в это воскресенье 92 тысячи секретных документов, включая всевозможные донесения с мест, связанных с войной в Афганистане. Публикация привлекла к себе внимание всех западных СМИ.
В газете Wall Street Journal опубликована статья «Интернет-сайт обнародовал секретные документы об афганской войне». Утечка военных документов на WikiLeaks сравнивается в ней «документами Пентагона» — тайной историей вьетнамской войны, которая, будучи опубликованной, оказалась противоречащей общепринятому дискурсу о войне, что сыграло свою роль в повороте общественного мнения против нее. В статье также говорится о том, что Белый дом Барака Обамы отреагировал на публикацию резкой критикой, но также приводятся и слова конгрессмена Джона Керри, заявившего: «Неважно, насколько незаконным образом эти документы выплыли наружу; главное, что они вызывают серьезные вопросы к политике США в отношении Пакистана и Афганистана. Сейчас эта политика переживает критически важный момент, и вполне вероятно, что эти документы помогут правильнее расставить акценты и осознать срочность необходимых корректировок».
В журнале Time опубликована статья вашингтонского корреспондента «Перспективы афганской войны в свете утечки документов на WikiLeaks». Материал также начинается со слов о том, что Белый дом был в ярости по поводу публикации, однако продолжается следующим выводом: «Одновременно, обитатели Западного крыла, должно быть, почувствовали некоторое облегчение. Когда они впервые узнали о том, что сайт WikiLeaks предоставил газете New York Times и нескольким другим СМИ, поразительные 92 тысячи документов, высокопоставленные чиновники администрации Обамы, должно быть, были в панике по поводу того, какие ужасные секреты могут выйти на поверхность. Но, как оказалось, большинство ужасающих аспектов афганской войны – по крайней мере, те, что подробно описаны в этом кладезе инсайдерской информации – уже и так довольно хорошо известны». Тем не менее, журналист не согласен с тем, что публикация на WikiLeaks несущественна. Он считает, что она привлечет повышенное внимание к Афганистану, как среди общественности, так и среди стратегов в Вашингтоне. Он также пишет, что по-прежнему остается неясным, согласен ли президент Обама с мнением о том, что войну нужно заканчивать, или нет.
НАТО и ее союзники систематически вводят мировое общественное мнение в заблуждение, отмечает эксперт по Афганистану Альберт Штаэль в интервью берлинской газете Die Tageszeitung. По мнению швейцарского специалиста, разговоры о том, что афганцы должны к 2014 году взять на себя ответственность за безопасность страны – это фарс, связанный в большей степени с президентскими выборами в США, чем с реальной ситуацией в Афганистане. Штаэль убежден в том, что эту войну можно считать проигранной. Швейцарский эксперт также считает, что международная помощь Афганистану – это масштабное мошенничество. До тех, кто в этой помощи нуждается, доходит в лучшем случае от 1 до 5 процентов направляемых средств. Остальные деньги оседают на счетах различного рода международных организаций, а также в карманах приятелей президента Карзая.
В другом немецком издании, журнале Der Spiegel, опубликована статья «Элитное спецподразделение США может создать политические проблемы для Берлина». Материалами для нее также послужили опубликованные на сайте WikiLeaks документы – на этот раз посвященные деятельности таинственной «спецгруппы 373», занимавшейся целенаправленными убийствами руководителей Талибана. В статье говорится, что «хотя разоблачения из этих баз данных касаются американского подразделения, информация о секретных миссиях "коммандос" может поставить в неловкое положение правительство Германии. Примерно 300 человек из спецгруппы 373 с лета 2009 года размещаются на территории немецкого полевого лагеря Камп-Мармал в Мазари-Шарифе».
В газете Christian Science Monitor опубликован обзорный материал «Договору США и России о ядерных вооружениях угрожает скептицизм республиканцев». В статье говорится о том, что «с учетом стремительно приближающихся ноябрьских промежуточных выборов и призывов ряда республиканцев не рассматривать серьезных вопросов в ходе первой сессии после выборов (которая будет проводиться прежним составом Конгресса), перспективы договора, который многие считают главным достижением президента Обамы в области внешней политики, тают с каждым уходящим днем жаркого вашингтонского лета». В материале упоминаются основные противники нового договора и их аргументы. В частности речь идет об отказе администрации Обамы предоставить протоколы переговоров с Россией, посвященных этому договору. По этому поводу автор статьи цитирует директора вашингтонского Образовательного центра по политике нераспространения Генри Сокольски: «Есть ли что-то криминальное в протоколах обсуждения договора? Скорее всего, нет. Однако нежелание сторонников договора раскрывать эти протоколы и их склонность утаивать информацию способствуют развитию параноидальных подозрений».
Редакционная статья газеты Washington Post называется «Спор об СНВ». Газета, известная своей поддержкой Республиканской партии, в этот раз выступает на более уравновешенной и двухпартийной платформе. В частности, журналисты пишут, что хотя «этот договор вряд ли можно назвать прорывом на пути к прозреваемому Обамой безъядерному миру, но это не уступка Москве и не предательство интересов национальной безопасности США, как пытаются представить его республиканцы». Статья завершается выводом о том, что «нужно, чтобы обе стороны больше доверяли друг другу —демократы выделят деньги, а республиканцы проголосуют за ратификацию». И хотя авторы статьи признают, что в сложившейся обстановке это не так-то просто, они все же считают, что ратификация СНВ может и должна пройти уже в этом году.
Следует отметить, что один из постоянных авторов Washington Post Дэвид Крамер стал также регулярно публиковаться в московской англоязычной газете Moscow Times. Сегодня его статья называется «Медведев не демократ». Крамер, бывший заместителем госсекретаря США в администрации Джорджа Буша-младшего, пишет: «Прошло более половины президентского срока Медведева, а политическая ситуация в России остается ужасающей… Несмотря на возвышенную риторику Медведева и его кроткий имидж перед Западом, Россия при нем продолжает свой курс на авторитаризм. Такую действительность трудно осознать людям, желающим верить в речи Медведева».
А на сайте Huffington Post опубликована критика премьер-министра Путина на примере его пятничного визита в Челябинск, когда премьер отдал мэру города указание благоустроить бесплатный городской пляж. «То, как он завоевывает народную популярность, похоже на действия по простому шаблону. Найти проблему, вызывающую раздражение у многих людей, найти того, кто в ней виноват, а затем высечь его за это, сделав это публично, с некоторой долей классического бесхитростного остроумия. И потом показать по телевидению, как эта проблема решается». В принципе, автор признает, что действия Владимира Путина вписываются в старую русскую традицию обращения напрямую «к царю». Он пишет: «Не Путин создал такое мышление. Это просто симптом авторитарного государства, основанного на гигантской и непоколебимой бюрократии. Вы знаете, что местные власти ничем вам не помогут, и поэтому обращаетесь напрямую к деспоту». Однако, по мнению автора статьи, путинский популизм укрепляет подобную систему, и в этом и состоит проблема.
Итальянская газета L’Occidentale пишет об изменении характера конфликта на Северном Кавказе. В 2000 году после победы во второй русско-чеченской войне и устранения попыток боевиков прогнать российскую армию создалась иллюзия окончания военного кошмара. Поражение для чеченских боевиков сделало необходимым провести радикальный переворот. До тех пор для участия в сопротивлении русским достаточно было двух причин: быть чеченцем и националистом. Теперь же пришлось оставить идею чеченской независимости в пользу более обширного «Кавказского Эмирата» и взять на вооружение идеологию ислама, единственное, что объединяет народы, зачастую конфликтующие между собой. Новый политико-стратегический выбор, по мнению автора статьи, привел к неожиданному успеху, и партизанская война развернулась во всех кавказских республиках, где русские не составляют большинства, то есть во всех, за исключением Адыгеи. Как из всего этого можно найти выход, остается загадкой.
Гипотезу о будущем двух лидеров супердержав Росии и США, Обамы и Путина, выстраивает автор статьи испанской Siglo xxi. Он считает, что мы можем стать свидетелями постепенной утраты Соединенными Штатами своей роли мирового лидера. Это может произойти в том случае, если резко сократится мировое производство нефти и будет нарушен паритет мировых валют, что повлечет за собой девальвацию доллара. Это, в свою очередь, приведет к неминуемым сложностям по обслуживанию колоссального внешнего долга США, а последующий за этим резкий экономический спад будет сопровождаться обострением социальной напряженности и частыми столкновениями на расовой почве. В совокупности с целым рядом стихийных бедствий и экологических катастроф все это приведет к вышеупомянутой утрате главенствующей роли США в мире после их военного поражения в Ираке и Афганистане. К 2018 году произойдет возврат к уже списанной было в архив внешней политике, направленной на изоляцию от внешнего мира, а также к протекционистским мерам в области экономики. А в России, тем временем, путем нагнетания страха, экономических мер и судебного преследования за налоговые преступления будут удушены независимые средства массовой информации. Таким образом, Путин добьется исчезновения оппозиции в том виде, в каком она существует в демократических странах, и утвердит свою кремлевскую политическую доктрину. Москва предпримет попытки перетянуть на свою орбиту большинство республик бывшего СССР и воссоздать к 2020 году Великую Россию, как бы заново начиная путь Петра I.
Два из четырех заказанных Россией вертолетоносцев класса "Мистраль" будут построены на французских верфях, а два - в России, заявил президент Франции Николя Саркрози в ходе выступления перед рабочими верфи. Между тем, уточняет Le Figaro, генеральный директор верфей Жак Ардле был несколько осторожнее в своих заявлениях: "Мы еще находимся в процессе переговоров", - сказал он журналистам.