…После того, как руководство России выразило идею о реконструкции и модернизации железнодорожной линии Рига-Москва, сразу же, словно по мановению волшебной палочки, с архивных полок был поднят проект железнодорожной линии Таллин-Рига-Каунас-Варшава - Rail Baltic, пишет обозреватель «Неаткарига рита авизе». Теперь звучат обещания, что Европа именно для этого проекта даст зеленый свет. Мол, Эстония свой участок железной дороги уже привела в порядок, а Латвия вместо того, чтобы принять участие в интеграции Европы и Балтии и освоить фонды, строит мосты с Востока на Запад. Национально мыслящие политики немедленно встали на сторону Rail Baltic, в свою очередь, министр сообщения Улдис Аугулис дипломатично ответил, что для Латвии важны оба проекта. Но будем искренни! Как бы мы ни поддерживали европейскую интеграцию, Rail Baltic – это проект политической пропаганды.
Заявления о том, что теперь Таллин, Ригу и Каунас соединит колея европейского стандарта (1435 миллиметров), нужно расценивать, как подтверждение того, что Балтия возвращается в железнодорожную систему Европы. Но пока в Латвии так, как есть. Латвия вроде бы в Европе, но ширина колеи у нас по российскому стандарту. Именно лозунг об обязательном переходе на европейскую ширину железнодорожной колеи доказывает специалистам политически-пропагандистский характер этого проекта. Требование строить Rail Baltic с шириной европейского стандарта нужно воспринимать, как политическую популистскую пропаганду, у которой нет никакого экономического и технологического обоснования.
Второй вопрос – о коммерческой стороне проекта. Железнодорожная сеть Латвии создана в 19-м веке, чтобы соединить внутреннюю часть Российской империи с экспортными портами и обеспечить Российской империи экспорт изнутри страны за границу. Эта функция осталась и в 21-м веке, потому что 90% всего потока грузов Латвийской железной дороги обеспечивает экспорт товаров из России и Белоруссии через порты Латвии. Именно так же работает Эстонская железная дорога в направлении к Таллину и Литовская железная дорога в направлении к Клайпеде. Экспорт стран бывшей Российской империи образует главные доходы Латвийской железной дороги и в наши дни. Если есть желание увеличить доходы и поток грузов, то нужно вкладывать именно в повышение мощности железнодорожных линий этого направления.
Поток грузов между Таллином, Ригой, Вентспилсом и Клайпедой – никакой. Это экономическая бессмыслица – выгружать судно в Талине, чтобы по железной дороге направлять груз в Вентспилс или Ригу. Надо послать судно в Вентспилс или Ригу и разгружать его там. Экономического обоснования для Rail Baltic нет. Если у правительства Латвии есть лишний миллиард, который можно вложить в проект, который не принесет отдачи, - тогда, да, строим Rail Baltic и даже можем ввести ширину колеи стандарта Испании. Нужно четко осознавать, что этот проект экономическая бессмыслица, и нужен он, может быть, только Робертсу Зиле (депутат Европейского парламента от Латвии) и Сийму Каллассу (комиссар ЕС по вопросам транспорта), чтобы элегантно показать две фиги в сторону Кремля.
…Так как с политического Олимпа мы не услышали имен кандидатов в президенты, прозвучали лишь различные слухи, Валдис Затлерс выдвинул свою кандидатуру сам. Начиная предвыборную кампанию, он во вторник (26 апреля) выступит с публичной речью в Латвийском университете, в которой расставит все точки над «i». Главными темами выступления президента будут развитие политической системы, демография, оздоровление экономики, внешняя политика, информирует «Латвияс авизе». 7 июня – последний день срока президентских полномочий Затлерса. В соответствии с законом, кандидатуры на высокий пост должны быть представлены президиуму Сейма не ранее чем за 50 дней и не позднее, чем за 45 дней до указанной даты. Это означает, что общественность узнает их с 18 по 23 мая. Выборы президента могут состояться в конце мая, или, что более вероятно, - в начале июня. Большинство депутатов Сейма не выразили твердой поддержки переизбранию Затлерса.
В отличие от Вайры Вике-Фрейберги, которая добилась блестящих успехов во внешнеполитических делах и благодаря своему личному шарму и хорошим отношениям с западными лидерами сделала Латвию более заметной в ЕС и НАТО, Затлерс больше концентрировался на внутренних делах. Последний год президентства Затлерса был насыщенным с внешнеполитической точки зрения, и, возможно, в этом свою роль сыграло желание быть переизбранным на следующий срок. «Историческим» назвали его визит в Москву. Хотя необходимо спросить: не является ли латвийско-российский договор о сотрудничестве в социальной сфере, который вменяет Латвии в обязанность дополнительно выплачивать 10 миллионов латов в год (в виде пенсий негражданам и гражданам России), слишком высокой платой за этот визит? Вернувшись из России, Затлерс съездил в США – для «равновесия», а перед Пасхой - в Ватикан, к Папе Римскому. «Латвия достигла амбициозных внешнеполитических целей - вступила в ЕС и в НАТО. Может быть, нам очень сильный с внешнеполитической точки зрения президент не нужен», - считает демограф Илмарс Межс.
…Сегодня мир взаимосвязан и сплетен в невиданные ранее сети. Мы не можем и не хотим распутать их. Мы также не можем хорошо предвидеть будущее. В целом все это очень осложняет и выполнение нынешних планов, и формирование стратегии дальнейшего экономического роста, убежден автор «Латвияс авизе». Удел маленьких государств экспортировать и импортировать. Мы не можем полагаться на удачу, создавая рекомендованные профессором Майклом Поттером разветвленные отношения с иностранными фирмами. Их мы можем найти в Германии и скандинавских странах. На Россию, где экономикой правят не соображения нормального сотрудничества, а государственные учреждения, я бы в ближайшем будущем не возлагал больших надежд. Латвии абсолютно необходимо срабатываться с партнерами качественно и экономически высокого уровня. Это требует времени и много интеллектуального капитала, чтобы приблизиться к Эстонии и Финляндии. Хорошо, что, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе, мы можем полагаться на свое сельское хозяйство, лесную отрасль и экспорт еще малоразвитой промышленности. Торговцами и финансистами мы в скором времени не станем.