...Может быть, мэр Риги Нил Ушаков только и думает, как помочь малообеспеченным и улучшить экономику государства в целом, но предложение три года помолчать об истории не продуманно, провокационно и, по своей сути, неосуществимо. Историю, хотя ее каким-то образом можно считать чем-то завершившимся, нельзя просто свернуть, поместить в чемодан и спрятать в темный угол комнаты, пишет обозреватель «Диены». Наоборот, свою историю – историю Латвии – надо знать. В том числе и электорату Ушакова, которому рекомендуется узнать, что история нашего государства намного старше 1945 года. Знания о событиях минувших лет помогут интеграции латвийского общества. Скажем честно: есть очевидные события истории, - и таковым является оккупация Латвии, - и непризнанием этого факта лидер ЦС не помогает части инородцев избавиться от внушенных в советское время догм.
Призыв помолчать об истории, когда создана Латвийско-российская комиссия историков, кажется совсем неуместным. Как показал опыт Польши, именно дискуссии по вопросам истории, в которых участвуют исследователи и другие представители интеллектуальной элиты, могут существенно изменить отношения двух стран. Это уже совсем другой вопрос, в какой степени опыт Польши в контактах с русскими можно перенять в Латвии. До сих пор так и не удалось дождаться, чтобы в российских СМИ Латвию, Литву и Эстонию называли государствами, а не республиками. В России вышло множество книг по истории, в которых оккупация 1940 года не упомянута. Но в любом случае, начало работы двусторонней комиссии историков является достижением.
…Предложенный «Центром согласия» (ЦС) мораторий на обсуждение чувствительных вопросов языка и истории не поддерживает ни одна из заслуживающих внимания политических сил, выяснила «Диена», опросив лидеров партий. Единственно, руководитель Латвийской Первой партии/ «Латвияс цельш» Айнарс Шлесерс выразил мнение, что эти вопросы не нужно политизировать, но и он отметил, что мораторий не поддерживает. «Не поддерживаю мораторий, но считаю, что латышское общество должно быть терпимым. Проблема в том, что многие партии поднимают лозунг «русские идут!» и ничего другого не предлагают. Перед выборами политикам следовало бы воздержаться от акцентирования этой темы, потому что ничего хорошего не получится», - считает Шлесерс.
Председатель фракции Союза зеленых и крестьян (СЗК) Аугустс Бригманис подчеркнул «Диена», что представляемая им политическая сила всегда была против ультиматумов: «Мы ультиматумов избегаем, но есть вещи, в отношении которых нужно понимать, что думают о них партнеры, например, как они будут реагировать на события на международной арене», - пояснил Бригманис. Он добавил, что лидер ЦС Янис Урбанович в кулуарных беседах всегда признавал, что оккупация была, но риторически спросил: «Что, я теперь побегу к нему с бумажкой и скажу: ну, Янис, подпишись!».
Представитель национального объединения «Вису Латвияй» - ТБ/ДННЛ Имантс Парадниекс не поддерживает предложенный ЦС мораторий: «Для этого нет никакого основания. Видите, к сожалению, у идеологов ЦС нет глубокого представления о том, на какой основе формировать сплоченное общество, и мораторий только в очередной раз подтверждает это. То, что предлагает ЦС, означает не видеть, что происходит, и откладывать решение очень важного вопроса».
Лидер «Единства» Солвита Аболтиня подчеркнула, что в ближайшие годы приоритетом будут экономические и социальные вопросы. «Но их ни в коем случае нельзя решать, введя мораторий на Конституцию Латвийской Республики и выраженные в ней ценности. На принципах латышского языка как единственного государственного языка и преемственности гражданства мы 20 лет строили наше общество. Эти принципы включены в Конституцию, они не могут быть переписаны или заморожены», - пояснила свою позицию Аболтиня.
Основавший Партию реформ Затлерса экс-президент Валдис Затлерс считает, что «желание ЦС не говорить о вопросах языка и истории понятно, потому что именно по этому вопросу ЦС не сформулировал ясную и четкую позицию». По мнению Затлерса, мораторий не реален, потому что политики не могут отказаться говорить о вопросах, которые заботят общество. Нужен не «обет молчания», а ответственные слова и действия. «Это означает, в частности, отказ от провокационных и раскалывающих общество идей, таких как ликвидация билингвального образования или введение второго государственного языка, от чего ЦС четко не отмежевался, но и не поддержал», - сказал Затлерс.
Бывший лидер фракции не попавшего в Сейм 10-го созыва ЗАПЧЕЛ Яков Плинер тоже указал, что не поддерживает мораторий: «Болезнь не проходит от того, что мы о ней не говорим. Это двуличие, фурункул только вырастет еще больше, и лечение будет более длительным. Лучше дискутировать и принимать позитивные решения, не оскорбляя конкретных людей».
…«Латвияс авизе» комментирует высказывания лидера «Единства» Солвита Аболтиня о возможностях формирования после выборов коалиции с «Центром согласия» (ЦС). В начале недели за это же агитировал и ее советник Эгардс Яунпус. Но высказывания Аболтини имеют все же другой вес. Аболтиня подтверждает готовность взять в коалицию ЗАПЧЕЛ №2, или ЦС, и от такого шага ее не удержит то, что часть членов «Единства» против этого может возражать. В прошлом году после выборов в Сейм 10-го созыва премьер-министр Валдис Домбровскис выдвинул ряд важных условий, чтобы можно было говорить о политическом сотрудничестве. Например, латышский язык как единственный государственный язык, признание факта оккупации, продолжение натурализации, продолжение внешней политики. Тогда ЦС такое предложение отклонил, а Янис Урбанович грозил внеочередными выборами.
Теперь надо сказать, что он был очень дальновидным, потому что все именно так и произошло, а продекларированные ранее «Единством» принципы стали совсем мягкими. «Возвращаясь к тому же признанию факта оккупации, речь не о том, называем ли мы это словом «оккупация», - заявила Аболтиня в интервью «Диене». Для нее важно то, что Латвия является продолжением основанного в 1918 году государства, а не совершенно новым государством. Хотя ход мыслей довольно туманный, однако такие высказывания свидетельствуют о том, что во имя краткосрочных политических целей Аболтиня готова отказаться от термина «оккупация». Браво! За это можно услышать аплодисменты не только в офисе ЦС, но и в Кремле. Если «Единство» под руководством своего лидера готово на такие шаги, то почти можно принимать предложение Урбановича и Ушакова о трехгодичном моратории на вопросы истории… Но, может быть, на съезде «Единства» члены объединения все же объяснят Аболтине ее заблуждения.