Из интересующихся событиями в Сирии только глухой не слышал о Джабат аль-Нусра, и только слепой не читал о тысячах исламистов, в основном суннитов, устремившихся в Сирию воевать против сил Асада. Число иностранных бойцов среди воюющих с армией Сирии повстанцев оценивается от 3 до 7 тысяч человек, из которых около 500-600 уже убиты. Но мало кто знает, что в Сирии на стороне Асада воюет в два раза больше шиитов из других государств и что в исламском мире происходят тектонические изменения, когда впервые на политическую арену современности выходит такое массовое явление, как шиитский джихад. До войны в Сирии джихад шиитов был связан с фетвой Имама Хомейни от 1988 года, а ранее - непосредственно с революций в Иране. Так же - более чем активно - шииты из других стран проявили себя уже в 2003-2004 годах во время войны в Ираке: в джихаде против США и Коалиции, но похоже, что именно Сирия стала переломным моментом для данного течения ислама. Война в Сирии воспринимается многими в исламском мире теперь не просто как битва за или против Асада, а как последнее сражение космического масштаба между шиитами и суннитами. Война вышла за пределы политического поля и стала религиозной. Шиитские командиры в Сирии обращаются к своим бойцам с подобными речами: «Вы участвуете в войне, которая длится уже 1400 лет! Теперь вы воюете на стороне Имама Хусейна». Западные эксперты полагают, что как когда-то война моджахедов в Афганистане против советских войск стала катализатором суннитского джихада во всем мире, так и война в Сирии станет базисом и отправной точкой для глобального джихада шиитского толка, и это новое явление в исламе и на политической карте мира теперь уже никуда не исчезнет, а лишь станет набирать обороты.
Британская газета The Guardian опубликовала частную историю такого джихада одного из шиитов Ирака. Атаки сирийских повстанцев на святыню шиитов - мечеть Сейида Зейнаб — всколыхнули весь шиитский мир. Узнав о происходящем в Сирии, 21-летний Аммар Садик, студент из Багдада, никогда не державший в руках оружия, не долго думая, отправился в Сирию воевать против суннитов. Его целью было присоединение к самой известной и сильной в Сирии шиитской группировке «Абу-Фадл-аль-Аббас», которая является прямым антагонистом и противником «Джабат аль-Нусра». Группировка «Абу-Фадл-аль-Аббас», берущая свое начало в Ираке, заняла видное место в Сирии за 14 месяцев своей деятельности в войне против сирийских повстанцев и насчитывает в своих рядах, по некоторым данным, до 10 тысяч шиитских бойцов, многие из которых приехали в Сирию из других стран, в первую очередь из Ирака, как и Аммар Садик. Аммару удалось добраться до Дамаска и вступить в ряды бригады, но очень быстро его постигло разочарование. Вступление в бригаду означало и формальное присоединение к армии Асада, исполнение приказов сирийских армейских офицеров, а не только предполагаемую защиту шиитской святыни. Аммар не хотел воевать за президента Асада и покинул ряды «Абу-Фадл-аль-Аббас», вернувшись в Багдад. Сейчас он планирует свою вторую поездку в Сирию, но уже не самостоятельно и прямиком в Дамаск, а через вербовочные структуры шиитских джихадистов. По словам Аммара, шиитские добровольцы из Ирака сначала отправляются на 45-дневные военные курсы в Иран, и лишь затем их переправляют в Сирию. Другой шиитский студент из Багдада, Муртада Акил, воющий в Сирии с 2011 года, рассказывает, что он был отправлен вербовщиками в Иран, затем в Бейрут и потом уже в Сирию, где под Дамаском прошел военные курсы. По словам Муртада, иностранцы-шииты из бригады «Абу-Фадл-аль-Аббас» два-три месяца воюют в Сирии, не испытывая при этом недостатка в боеприпасах и снабжении, а затем на два месяца отправляются на отдых домой. Муртада тоже недоволен тем, что защищая шиитские святыни от суннитов, тем самым он поддерживает и власть президента Асада. Мотивация обоих багдадских студентов сугубо религиозная, а не политическая.
О шиитском интернационале заговорили и в Германии. Израильская The Jerusalem Post, ссылаясь на недавний доклад немецкого эксперта, пишет, что в Германии действует около 950 членов «Хезболлы» (250 в Берлине), которые в том числе как собирают деньги для помощи семьям погибших в борьбе с Израилем исламистов, так и поддерживают саму идею использования смертников против Израиля. С 1996 года в Берлине проходит ежегодный марш в честь дня Аль-Кудс, который собирает до тысячи сторонников «Хезболлы», шиитов и представителей немецких левых политических сил. По мнению немецких экспертов, «Хезболла» на сегодняшний день представляет угрозу не только на Ближнем Востоке, но и внутренней безопасности самой Германии. В ЕС Германия, Франция и Великобритания выступают за включение «Хезболлы» в европейский список террористических организаций, а Австрия, Швеция, Ирландия, Италия и Дания выступают против.
Другой эксперт по исламистским группировкам, на этот раз американский, Аарон Зелин, сотрудник Вашингтонского института по политике на Ближнем Востоке, опубликовал на днях очередной любопытный 36-страничный доклад теперь уже о потерях среди врагов шиитского джихада - джихадистов-суннитов в Сирии. Доклад интересен подробной статистикой и сравнением суннитского джихада в Ираке и Сирии. В Сирии на 30 мая 2013 года окончательно подтверждена гибель 280 иностранных джихадистов, убитых за последние 11 месяцев войны. В их числе 59 ливийцев, 44 тунисца, 44 выходца из Саудовской Аравии, 32 иорданца, 27 египтян, 22 ливанца. А также шестнадцать россиян. Среди погибших есть и ирландцы, австралийцы, американцы. Среди пока ещё живых есть даже джихадисты из Китая. Большинство иностранных джихадистов-суннитов погибло в Алеппо (54) и больше всего потерь в живой силе подобного рода понесла группировка «Джабат аль-Нусра» (87). Иностранные джихадисты-сунниты составляют до 10% от общего числа сил, воюющих против Асада. В докладе отмечается, что по сравнению с Ираком, где на джихад против США люди мобилизовывались годами, в Сирии костяк иностранных джихадистов оперировал и воевал уже через 6 месяцев после начала волнений в стране. Другой момент — это достаточно большое число участвующих в войне в Сирии джихадистов из России. В основном из Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии. Составитель доклада пишет, что международный джихад из России - это новый тренд в мировом джихаде, хотя с другой стороны обилие бойцов из России может объясняться и банальной географической близостью конфликта и простотой доставки бойцов с Кавказа в Турцию и затем в Сирию.
Radio Free Europe/Radio Liberty в свою очередь публикует историю джихада 27-летнего Эльдара Кундаковича из Санджака в Сербии (Санджак - регион на границе Сербии и Черногории с преобладанием мусульман среди населения). Кундакович был убит в Сирии в мае этого года, пробыв в воюющей стране не более трех месяцев. Его убило гранатой во время штурма правительственной тюрьмы для повстанцев в Сирии. Исламист из Санджака погиб за 10 дней до своей свадьбы дома в Нови-Пазаре. Он был одним из нескольких сотен исламистов, кто уже прибыл в Сирию с Балкан воевать против сил Асада. В марте 2013 года Кундакович в группе из приблизительно тридцати сербских мусульман из Санджака отправился на свой джихад, помочь «братьям-суннитам в борьбе против режима Асада». Представители исламской общины Санджака дистанцируются от нового веяния балканских джихадистов и считают, что вербовкой в Сирию в Сербии занимаются отдельные салафиты при поддержке Саудовской Аравии. По мнению представителей исламской общины, молодые джихадисты с Балкан не смогут даже самостоятельно найти Сирию на карте, не говоря уже о том, чтобы разобраться в сирийской каше самых различных группировок или добраться до неизвестной страны своими силами, поэтому вербовка, с их слов, имеет сугубо иностранные саудовские корни. Основной костяк балканских джихадистов, присоединившихся к «Джабат аль-Нусра», тем не менее составляют не мусульмане Сербии, а выходцы из Боснии, Косово и Албании.