Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: ЧВК — самое интересное только начинается

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 22 (34)

© Фото : Илья ПлехановИлья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Илья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом месяце Антон Катц, руководитель рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников, в очередном докладе привел некоторые данные о перспективах глобального рынка частных военных компаний. По оценкам, глобальный спрос на частные контрактные службы безопасности будет только увеличиваться на 7,4% в год, и в 2016 году достигнут 244 миллиардов долларов.

В этом месяце Антон Катц, руководитель рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников, в очередном докладе привел некоторые данные о перспективах глобального рынка частных военных компаний (ЧВК). По оценкам, глобальный спрос на частные контрактные службы безопасности будет только увеличиваться на 7,4% в год, и в 2016 году достигнут 244 миллиардов долларов. В 2012 году только Министерство обороны Соединенных Штатов израсходовало 44 миллиарда долларов на контракты, выполняемые за границей, причем примерно 60% из них выполняются в Афганистане и Ираке. В Сомали морские частные военные и охранные компании значительно расширили свои операции по охране коммерческого судоходства: в раийоне Индийского океана действуют уже более 140 фирм.

На фоне этих впечатляющих цифр большое внимание вызвала и недавно опубликованная автобиография Эрика Принса, основателя ЧВК Blackwater. Многие заявления в этой злой книге стали заголовками в СМИ. Принс не щадит Госдеп и ЦРУ, обвиняя первых в непрофессионализме и бюрократии, а последних - в раскрытии информации, что Blackwater собирала данные для американской разведки и выполняла деликатную работу в Пакистане. Также Принс считает, что если бы в Бенгази работала Blackwater, то посол США в Ливии не погиб бы. За время своей работы Blackwater потеряла 41 бойца убитыми, но не погиб ни один из охраняемых ею клиентов. Госдеп вызывает особое раздражение у Принса. Он пишет, что если бы мог обратиться к себе молодому, то сказал бы: «Никогда не работай на Госдеп». Государственный департамент США требовал от компании обеспечения безопасности для своих сотрудников в Ираке, «делайте, что должны делать», но в то же время отвергал предложения Blackwater о скрытом передвижении и настаивал, что чины из Госдепа должны передвигаться по стране в конвоях из новеньких сверкающих внедорожников и никак иначе. Когда в 2007 году бойцы Blackwater убили 17 иракцев, во время так и неустановленного ни в ту, и ни в другую сторону факта боя, при обеспечении безопасности прохода конвоя Госдепа в Багдаде, и когда против 4 бойцов были выдвинуты обвинения, то Госдеп ни сделал ничего, чтобы поддержать компанию. Принс пишет, что залог успеха его компании был в том, что в Blackwater практически не было никакой бюрократии в скорости принятия решений, в скорости реагирования на заказы (без оглядки на юридические аспекты) и в готовности идти туда, куда от страха никто не хочет идти, и сразу же вкладывать в работу собственные значительные материальные и технические ресурсы. «Если Пентагону требуется для выполнения работы 100 солдат, то ЧВК сделает это и с 10 бойцами». Любопытны и другие озвученные причины упадка Blackwater, помимо скандала 2007 года и последовавших потерь контрактов. Считается, что не самую последнюю роль в закате компании сыграли управленческие проблемы, когда Blackwater не успевала удовлетворять все контракты и массово набирала людей без боевого или даже служебного опыта, и проблемы с уклоном самого Эрика Принса в разработку новых технологий и, соответственно, многомиллионными инвестициями в сомнительные проекты по созданию своих собственных броневиков, дирижаблей, вертолетоносцев, команд по кибербезопасности и т.п. Сегодня Эрик Принс проживает в ОАЭ со своими детьми и - по крайней мере, публично - не проявляет большой активности в индустрии ЧВК.

Бойцы организации Blackwater в Багдаде


Читайте также: Компания наемников в Ираке нашла отражение в комиксах

Опыт Blackwater изучается многими странами. О китайских ЧВК мы уже писали, но в последний год в связи с событиями в Сирии на слуху все больше и больше - единственная турецкая ЧВК SADAT International Defense Consultancy A.S. Компания образована в 2012 году отставным бригадным генералом Аднаном Танриверди и 23-мя бывшими офицерами турецкой армии. Компания работает в Ливии, имеет связи в Саудовской Аравии и ОАЭ, но главное, в чем ее подозревают сегодня, это обучение, поставки оружия и поддержка сирийской оппозиции в борьбе с силами Асада. Компания отрицает свою связь с сирийской оппозицией. SADAT Inс в СМИ уже окрестили «частной армией Эрдогана» или «частной армией турецкой правящей Партии справедливости и развития». Глава компании SADAT в официальных буклетах пишет, что идея создания турецкой и исламской ЧВК возникла у него в 1996 году во время визита в Боснию, когда он смог оценить деятельность неназванной западной ЧВК в создании вооруженных сил боснийских мусульман. «Арабскую весну» г-н Аднан Танриверди рассматривает как игру западных капиталистических держав и подчеркивает необходимость создания легальной исламской ЧВК, которые защищали бы интересы мусульман во всем мире.

Любопытные тенденции разворачиваются и в Азии. После спада пиратской активности у берегов Сомали - во многом благодаря деятельности морских ЧВК, - время от времени интерес к их созданию или легализации возникает и в Индонезии, и в Малайзии, чтобы противостоять пиратству и контрабанде у себя в регионе. В период с января по июнь 2013 года Индонезия была страной, больше всего страдающей от пиратства и вооруженного разбоя: за первые шесть месяцев года было зарегистрировано 48 случаев нападений или попыток нападения. Но, помимо нежелания государственных структур этих стран видеть морские ЧВК в своих водах, похоже, что пока и на земле азиатские компании наступают на те же грабли, что и Blackwater в кадровой политике, и набирают в вооруженные охранники не тех. Даже не граждан своей страны. Из 751 лицензированной охранной компании в Малайзии (125 - с лицензией на оружие) от 30 до 40 компаний из экономии и желания увеличить маржу набирают на работу иностранцев по минимально возможной ставке. В Малайзии - 150 тысяч охранников. Больше чем полицейских, которых всего - 112 523. Из этой общей массы охранников около 30 000 работают нелегально. Только недавно один такой иностранный вооруженный охранник застрелил банковского сотрудника и ограбил банк, который сам же и защищал. Охранник был индонезийцем. За ограбления банков и ювелирных магазинов в последнее время также были арестованы филиппинец и два непальца из охранного бизнеса. В бизнес нелегально нанимают охранников из Пакистана, Бирмы, Вьетнама, Китая и Бангладеш. Дошло до того, что малазийским иммиграционным службам этой осенью приходится устраивать натуральные облавы на иностранных сотрудников частных охранных предприятий в стране. Собственно, кадровая политика также является одной из причин того, что и в Азии в обход юридических препонов на рынке морской безопасности пока оперируют западные компании. Пока.