В работе аналитика Института ЕС по исследованиям в области безопасности, изложение которой опубликовано в газете «Журнал де Кишинэу» (7.11.2014), сделан акцент на том, что экономическая составляющая процесса евразийской интеграции осязаема, а геополитическая — скорее виртуальна.
Украина, как подчеркивается далее, по сути, была целью задуманного проекта, и, оказавшись под сильным прессингом, выбрала вариант «кооперации с Россией, но без интеграции. Политика Киева, часто называемая многовекторной, состояла в том, чтобы посылать „позитивные сигналы“ Москве, брать на себя публичные обязательства и даже подписывать предлагаемые Россией документы, после чего направлять значительную политическую энергию на то, чтобы не выполнять их».
Давление со стороны Кремля менее интенсивным не становилось, особенно в связи с намерением Киева подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Янукович в результате сдался, что вызвало цепь хорошо известных драматических событий.
В связи с этим ставится вопрос о том, что выиграла и что потеряла Россия в результате аннексии Крыма и событий в Донбассе. «...Приобретения России были весьма скромными и имели ряд нежелательных и, во многом, негативных последствий», — пишет автор, относя к последним, прежде всего, скромные масштабы проявления пророссийских чаяний, которые, вопреки ожиданиям, не охватили всю Новороссию, и в итоге «антикиевский мятеж ограничился определенными сегментами двух (из восьми) областей на юго-востоке Украины».
Таким образом, «если осенью 2013 года Россия надеялась вовлечь всю Украину в Евразийский Союз, к весне 2014 предполагалось, что половина соседней страны поднимется против послереволюционного Киева, что, однако, не произошло. А уже летом Россия оказывала военную поддержку на востоке Украины лишь кучке повстанцев, которые не были достаточно многочисленны и сильны, чтобы самостоятельно противостоять Киеву».
Кроме того, Кремлю удалось лишь укрепить антироссийские настроения в этой стране «на многие годы, если не десятилетия вперед, и побудить Украину еще больше полагаться на Запад; а Запад — усилить свою инфраструктуру в сфере безопасности, от энергетической до военной».
В итоге «Россия получила Крым, но потеряла Украину, в том числе возможность предпринять в дальнейшем новые шаги к тому, чтобы привлечь Киев. Фактически, события последних месяцев свидетельствуют об окончательном крахе попыток вписать Украину в интеграционные блоки типа ЕАЭС и выполнить то, что являлось ключевой задачей России».
После подробной характеристики политформирований, вошедших в новый киевский парламент, оценки расклада сил и возможного состава правящей коалиции, газета «Журнал де Кишинэу» (7.11) предпринимает попытку очертить перспективы дальнейшего развития событий на Украине.
«Новая Рада должна будет преодолеть не только бедность и разобщенность в стране, но и чрезмерную силу шамана, мечтающего реанимировать труп. Шаман с танками, ракетами и целой академией колдунов в Останкино. Невозможно предположить, как справится киевская власть, но наверняка известно, что ей больше, чем когда либо, нужна помощь Всевышнего».
За три недели до выборов в парламент Республики Молдова все партии, включившиеся в кампанию, ясно очертили свои внешнеполитические ориентиры и симпатии. «Наряду с теми, кто стремится к хорошим отношениям со всеми соседями, — подчеркивает еженедельник „Тимпул де диминяцэ“ (7.11), есть четыре силы, которые видят лишь одно направление — на Восток».
Галерея откровенно пророссийских политформирований на молдавской политической арене имеет в качестве главного персонажа Партию социалистов. Ее лидер Игорь Додон «свою преданность, душой и телом, России» доказал заявлениями о том, что Молдова имеет перспективу развития лишь рядом с Россией, в случае присоединения к Таможенному Союзу. Он настаивает на «самости» молдаван, их отличии от румын, а также обещает сделать русский язык официальным в Молдавии.
В том, что касается Ринато Усатого, первого номера в избирательном списке партии «Родина», то, как подчеркивает газета, его бизнес в России тесно связан с РЖД и потому зависим от заказов этого ведомства. Политик «против евроинтеграции, „имеет вопросы относительно Таможенного Союза“, отвергает идею, что молдаване — румыны и говорят на румынском языке».
Четвертый номер в том же списке, Григорий Петренко, известен, среди прочего, тем, что «осуждает действия Киева на востоке Украины, не говоря ни слова о роли России в поддержке луганских и донецких террористов».
Блок «Выбор Молдовы – Таможенный Союз» в качестве своей символики открыто использует цвета российского флага. Один из лидеров блока, глава гагаузской автономии Михаил Формузал, несколько раз встречался с Дмитрием Рогозиным, но затем выступил с неожиданным заявлением о выходе из предвыборной гонки. «Некоторые источники утверждают, что он сделал это под давлением Москвы, которая ставит на Додона», — сообщает издание.
Директор газеты «Панорама», (9.11) под рубрикой «Мнение» говорит о необходимости сменить нынешнюю власть, цель которой «сломать цивилизационный код молдаван, заставить их забыть о своих живых корнях, прельстившись гламуром и комфортом либерально-демократического морга».
Автор высказывается против европейской интеграции Молдовы, поскольку «Это чисто геополитический, антироссийский проект, породивший новую холодную войну между Западом и Россией, „горячую“ войну на Украине, разгул русофобии и еврофобии, санкции и антисанкции». Он также считает, что «Молдова может сохранить свои суверенитет и независимость, реинтегрироваться с Приднестровьем и эффективно развиваться только в союзе с Россией».
«Очевидно, что на этих выборах Россия сделала ставку на Додона. И это ошибка», — пишет автор. Главным образом потому, что из шести участников кампании с реальными шансами пройти в парламент Додон находится на последнем месте. Скорее всего, он пройдет барьер, но получит самую маленькую фракцию. «Если в итоге кремлевская „гора“ родит молдавскую парламентскую „мышь“, это будет просто позор. Для Кремля, не для Додона».
Москва, следует вывод, «опять наступает на старые грабли, которые могут стать причиной еще одного провала на постсоветском пространстве».
Предстоящие выборы должны увенчаться сменой власти в Молдавии, вторит газета «Молдавские ведомости» (7.11), а главным возмутителем спокойствия называет молодого, еще недавно никому не известного политика Ринато Усатого. Дебютант «произвел социологический эффект без Путина, без патриарха. В отличие от других, Усатый показал, что „можно все сделать без святой воды, без комиссаров“».
Аналитик Алексей Тулбуре отметил, что «Усатый — единственный, кто ясно сказал, с кем он не сделает коалицию в будущем парламенте, что ни в коем случае не пойдет на коалицию с ДП и ЛДПМ, и обусловил коалицию с коммунистами».
На фоне вялотекущего электорального процесса обращает на себя внимание, что партии, представляющие различные сегменты политического спектра, оказались единодушны в нападках на одно формирование, пишет газета «АиФ в Молдове» (9.11).
Поскольку коммунисты «хотят вернуться во власть на любых ролях», даже войдя в большую коалицию с проевропейскими партиями, они присоединились к тем, кто выступает с нападками «в адрес Партии социалистов, выступающей за пророссийский геополитический вектор».
Цель коммунистов, как и правящих партий, – «не допустить в парламент единственное политформирование, несогласное с курсом на евроколонизацию Молдовы. Таким образом, на грядущих выборах представлены два основных лагеря: проевропейский и пророссийский. В первый входят как правые радикально-унионистские силы, так и партии, напрямую зависящие от олигархов (ПКРМ и ДПМ). Пророссийский лагерь, являющийся одновременно антиолигархическим, сегодня олицетворяет только Партия социалистов».
В связи со сдачей в эксплуатацию Литвой терминала сжиженного природного газа, который за счет поставок с Запада сможет обеспечить до 80% потребностей прибалтийских республик в голубом топливе, газета «Тимпул де диминяцэ», (7.11) задает вопрос о том, могла бы поступить таким же образом Молдавия?
Молдавские власти рассматривают эту перспективу, хотя, как подчеркивается в тексте, «пока не предприняли никаких конкретных шагов». Приводятся слова министра экономики Андриана Канду о переговорах с потенциальными инвесторами о строительстве термина СПГ в Джурджулештах.
Глава департамента по энергетической безопасности и эффективности Марианна Ботезату утверждает, что реализация такого проекта обеспечила бы Молдове альтернативные поставки, но признает, что «все необходимые расчеты еще не произведены, и нельзя сказать, будет ли проект рентабельным».
При этом большие надежды связываются с газопроводом Яссы–Унгены, который должен реально заработать 15 ноября. Его планируемое продление до Кишинева, на что необходимы 70 миллионов евро (из которых 10 миллионов евро ЕС уже выдал в качестве гранта), по словам той же Ботезату, «обеспечит Молдове 90% потребности в природном газе и снизит зависимость от импорта энергоресурсов из РФ».