Противоречия между Россией и Западной Европой, прежде всего, в отношении происходящего на Украине, остаются в центре внимания прессы Ирана. Так, Hamshahri (7.12), повествуя об очередных «нападках канцлера ФРГ Меркель на Россию и Путина», отмечает, что на этот раз г-жа Меркель обвинила Россию уже не только в «посягательстве на территориальную целостность Украины», но и в «дестабилизации на Востоке Европы вообще».
Вслед за Украиной политика Путина уже создала колоссальные трудности для развития сотрудничества ЕС с такими странами, как Молдавия и Грузия; а следующим, по мнению Меркель, объектом «имперских устремлений российского президента», станут страны западных Балкан, которых Россия попытается подчинить себе экономически и политически, цитирует канцлера Германии издание.
Газета также отмечает, что Меркель не остановили и критические замечания других немецких политиков (в их числе — бывшие канцлеры ФРГ Шредер и Коль), по словам которых Меркель позволила себе «грубые и недипломатичные выражения»; более того, Меркель заявила, что твердо убеждена — все антироссийские меры, на которые пошла Европа, были правильными.
А экс-президент СССР Михаил Горбачев полагает, что все меры с приставкой «анти-», (антироссийские, антизападные и пр.) должны быть немедленно свернуты обеими сторонами во имя «будущего всего мира», написала Khorasan (11.12). Бывший советский лидер выступил с очередной статьей, где написал, что гораздо более ужасающими последствиями украинского кризиса «для всего человечества» являются не санкции Запада и Москвы, а то, что оказалось остановленным сотрудничество по многим направлениям, в частности, по борьбе с международным терроризмом.
Важнейшей мыслью Горбачева, по мнению Khorasan, стало следующее утверждение: США и Россия, как страны, несущие ответственность за все человечество, должны немедленно возобновить диалог «без всяких предварительных условий», в противном случае последствия конфронтации будут «ужасающими для всего мира».
Но мира на Украине не будет, пока Москва и Киев не достигнут соглашения напрямую, — комментирует ситуацию на самой Украине постоянный эксперт газеты Javan (9.12) Хасан Бехештипур (Hasan Beheshtipūr). Соглашение, достигнутое в Минске о прекращении огня, более двух месяцев существует лишь на бумаге, поскольку оно заключалось с прямым и косвенным участием как украинских, так и внешних игроков (в числе которых Киев, Москва, представители самопровозглашенных республик, европейские структуры, частично США), а их интересы на Украине совершенно различны, более того, часто входят в противоречия друг с другом.
И выполнение условий перемирия, как это ни прискорбно, пока не предвидится. Представляется, что ключевую роль в разрешении кризиса должна играть Россия, поскольку в центре всех противоречий лежит судьба тех украинских граждан, которые этнически являются именно русскими, а не украинцами, и этого никак нельзя игнорировать, подводит итоги Бехештипур.
«Чего хотят от Турции в связи с Россией Европа и Евросоюз?» — таким вопросом задается Hamshahri (8.12), освещая детали встречи верховного комиссара ЕС по внешней политике Федерики Могерини с официальными лицами Турецкой Республики. Очевидно, здесь Европа хочет одного — присоединения Анкары к европейским санкциям, более того, она стремится поставить судьбу дальнейших переговоров Турции и ЕС о членстве этой страны в Евросоюзе в зависимость от дальнейших шагов Анкары, считает издание. Но Турции, несмотря на свои «чаяния» о членстве в ЕС, явно будут в тягость подобные обязательства, и она сделает все, чтобы уклониться от них, поскольку именно Россия для Турции сейчас «по факту» является ключевым экономическим партнером, заключает Hamshahri.
Что касается самих санкций, введенных против России западными странами «по настоянию США», то Кремль полагает, что они пойдут на пользу развитию высокотехнологичных производств внутри России, отметила Keyhan (9.12). О «благоприятном» влиянии западных санкций для производства в самой России передового машинного оборудования высказался президент России Путин на заседании Совета по науке и образованию, передает издание. «Всякий раз, как мы снижаем таможенные пошлины на ввоз оборудования, мы теряем возможности развивать высокие технологии в России», привела Keyhan в данной связи другое знаковое заявление президента РФ.
Среди российских политиков есть такие, для которых сотрудничество Израиля и его спецслужб с руководством ИГИЛ, снабжение его разведданными — вовсе не версия, а факт, пишет Javan (7.12). Согласно Александру Проханову, которого Javan назвала «одним из советников президента России Путина», «террористическая структура» ИГИЛ уже давно выполняет «заказы» политиков США и Израиля по дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке. Кроме того, по мнению Проханова, идеология ИГИЛ не имеет ничего общего с исламом: ее задача — угрожать интересам России, Ирана, а также своими террористическими акциями «внушать ужас европейцам», передает издание.
Между тем Keyhan (8.12) приводит заявление министра иностранных дел ИРИ Мухаммада Джавада Зарифа (Mohammad Zarif): «вооруженные нападения Израиля на Сирию свидетельствуют о поддержке израильским режимом терроризма». А министр иностранных дел Сирии в данной связи заявил, что его страна «вместе с Ираном, другом Сирии — Россией и другими» приложат все усилия для политического разрешения вооруженного кризиса путем переговоров и «без какого-либо вмешательства извне», сообщает издание.
Соглашение с Россией по поставкам нефти в обмен на товары пока не заработало, пишет официальное издание Keyhan (10.12). Как заявил министр нефти Ирана Бижан Зангане (Bizhan Zangane), он «не видит оснований» разделять надежду, которую выразил министр экономического развития РФ, о том, что соглашение начнет действовать уже в текущем году. Что касается нефтегазовой промышленности, то только в этой отрасли «реально» осуществляется сотрудничество с Россией, и Иран использует производственные и технические мощности российских компаний, также передает Keyhan слова министра нефти ИРИ.
Khorasan (11.12), также ссылаясь на министра нефти ИРИ, более категорично сообщила, что заявления некоторых российских официальных лиц о соглашении по обмену нефти и другого иранского сырья на российские товары как об уже вступившем в силу являются неверными. «Итоговое соглашение между двумя странами пока не было подписано и, соответственно, не выполнялось», приводит заявление иранского чиновника издание.
Что же касается проблемы падения цен на нефть, то Khorasan (11.12) в этой связи прокомментировал публикацию британского журнала The Economist, где разъяснялось, почему падение цен на нефть наносит ущерб экономикам России, Ирана, Венесуэлы, и меньше влияет на страны Персидского залива, в том числе Саудовскую Аравию. Эти страны несут очень небольшие расходы на добычу нефти и, в то же время могут позволить себе, не снижая объема производства, поставлять «черное золото» на мировой рынок по низким ценам, которые, однако, все равно будут значительно выше, чем себестоимость ее добычи, передает Khorasan рассуждения Economist.
Весьма любопытен, пишет Khorasan, прогноз, предлагаемый авторами этого издания: оптимистичным предположением в данной ситуации может быть то, что страны, подобные Ирану и России, могут стать более сговорчивыми «под международным давлением». Но возможно и пессимистичное — если такие страны, напротив, будут вести себя «еще более непредсказуемо и агрессивно».